Проектирование
100-мм береговой буксируемой пушки С-65 знаменитый конструктор В.Г. Грабин начал
в 1944 г. в инициативном порядке. Расчеты береговой подвижной пушки С-65 были
закончены 30 ноября 1944 г. Главным конструктором ее был К.К. Ренне. Тактико-техническое
задание на артустановку С-65 заместитель наркома ВМФ утвердил 2 июня 1945 г. Государственная
комиссия и АНИМИ рекомендовали принять батарею на вооружение ВМФ, однако в начале
1951 г. Министерство вооружений предложило ее доработать и унифицировать со 100-мм
зенитной пушкой КС-19 с целью исключения изготовления промышленностью двух разных
артустановок калибра 100 мм . На основании письма Главного артиллерийского
управления от 16 апреля 1951 г. завод № 8 (им. Калинина) начал работы по созданию
100-мм береговой пушки КСМ-65 на базе зенитной пушки КС-19 под руководством главного
конструктора Л.В. Люльева. Изготовление опытной серии из четырех установок
было закончено заводом № 8 в сентябре 1951 г. Одна из установок с 20 по 25 сентября
1951 г. прошла заводские испытания в Свердловске. С 22 октября по 1 ноября 1951
г. опытный образец КСМ-65 прошел полигонные испытания в Ленинграде. Артустановка
КСМ-65 была принята на вооружение Постановлением СМ № 1743-675 от 11.07.1953 г.
и приказом ГК ВМС от 20.07.1953 г. Постановление СМ о серийном производстве КСМ-65
вышло 19 ноября 1951 года. Ствол состоял из моноблока, муфты и дульного
тормоза. Ствол имели нарезы постоянной крутизны и дульный тормоз активного типа,
поглощающий до 30-35% энергии отката. Затвор орудия вертикальный клиновой с полуавтоматикой
механического (копирного) типа. Узел заряжания имел лоток корытообразной формы.
Досылатель гидропневматический, приводился в действие лотком, когда патрон приведен
на линию заряжания. Досылатель был закреплен на люльке и передней обойме. Взведение
досылателя производилось автоматически, накатом ствола. Радиус обметания орудия
составлял 5400 мм. Противооткатные устройства состояли из тормоза отката-накатника
и двух гидравлических тормозов, предназначенных для поглощения избыточной энергии
наката. Тормоз отката гидропневматический, клепанного типа, с разделением жидкости
и газа плавающим поршнем. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа,
был укреплен на передней части станка и состоял из двух пружинных колонок, соединенных
при помощи цепей с казенной частью люльки. Орудие КСМ-65 имело широкую
номенклатуру применяемых боеприпасов: фугасные, зенитные, осветительные, противорадиолокационные
и даже ныряющие снаряды. В зависимости от применяемых боеприпасов, начальная
скорость снаряда составляла от 250 до 900 м/с. Заряжание - унитарное. Станок
орудия представлял собой сварную конструкцию, состоящую в основном из литого основания,
двух щек (стенок), усиленных ребрами жесткости и рамки (передней перемычки). Основание
станка в центре имело отверстие для радиального шарикоподшипника, которым станок
центрировался на штыре фундаментной плиты. Фундаментная плита - три шаровых погона
с двумя рядами шаров, болтами крепилась к платформе КМУ-65. Платформа КМУ-65
представляла собой четырехколесную повозку с независимым торсионным подрессориванием
каждого колеса. Шины колес резиновые с губчатым наполнением. Платформа в боевом
положении крепилась к грунту восемью сошниками (клиньями), расположенными на откидных
упорах и хребтовой балке платформы, что обеспечивало хорошую устойчивость при
стрельбе. На концах откидных упоров и хребтовой балки платформы были расположены
винтовые домкраты для горизонтирования. Установка КСМ-65 перевозилась тягачом
или грузовым автомобилем, например, ЗИС-151. Орудийный ПУС системы "Москва-2"
акже электроспуск ударного механизма при всех видах наводки. Наведение могло осуществляться
с помощью АРЛС «Залп-Б1». Прямая наводка велась с помощью панорамы ПМА прибора
23М и прицельной трубки МВШ-М-1. Установки КСМ-65 серийно изготавливались
на заводе №8 в Свердловске с 1952 по 1956 год. Всего было изготовлено 116 единиц. По
состоянию на 01.01.1984 г. в советском ВМФ имелось 49 установок КСМ-65 (21 орудие
на батареях, 28 - на складах), из них на Черноморском флоте имелось 6 орудий (1
на батарее, 5 - на складах). По состоянию на август 1997 г. на Черноморском
флоте имелось 1 орудие КСМ-65, по Договору о разделе флота отошедшее российской
стороне. В настоящее время данное орудие выставлено на открытой экспозиции
музея Михайловской батареи (Северная сторона, Севастополь). КМ-65: основные характеристики |
Масса, т | 9,2 | Калибр
орудия, мм | 100 | Длина
ствола, клб | 56,1 | Угол
вертикального наведения | -3°...+45° | Угол
горизонтального наведения | 360° | Скорострельность,
выстр./мин | 20 | Дальность
стрельбы, км | 22 | Боевой
расчет, чел | 8 |
|