В годы второй мировой войны боевые возможности 100 - 130-мм корабельных
универсальных установок ограничивались низкой скорострельностью орудий (10-15
выстрелов в минуту). Особенно это сказывалось в борьбе с авиацией противника.
Способ увеличить скорострельность оставался один: сделать пушку автоматической. В
СССР первые автоматические корабельные артустановки такого калибра начали проектироваться
в 1952 - 1955 годах. В ЦКБ-34 создали 100-мм двухорудийную автоматическую установку
СМ-52. Она имела превосходную баллистику, аналогичную 100-мм полуавтоматической
пушке СМ-5. Автоматика работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола.
Управление осуществлялось дистанционно от радиолокационной ПУС "Парус-Б". Испытания
опытного образца артустановки начались в конце 1957 года. Согласно кораблестроительной
программе на 1956 - 1965 годы артсистема СМ-52 должна была устанавливаться на
ракетных крейсерах пр.67, 70 и 71, созданных на базе крейсеров пр.68 бис; кораблях
ПВО пр.81; СКР пр.47 и 49. Для эсминцев проектировались 130-мм автоматические
установки. Однако в 1957-1959 годах волевым решением Н.С.Хрущева все работы
по корабельным орудиям калибра свыше 76 мм прекратили. Да и ставить пушки было
бы не на что, так как реализация всех перечисленных проектов также остановилась.
Почти 20 следующих лет морские артсистемы среднего и крупного калибра у нас не
разрабатывались. Американцы, понимая значение морских ракет, тем не менее
проектирование корабельных артсистем не прерывали. Так, в 1955 году США принимают
на вооружение 127-мм одноорудийную автоматическую установку МК.42, получившую
широкое распространение на флоте. В 1971 году на замену ей приходит новая 127-мм
одноорудийная установка МК.45, выпускавшаяся первоначально в варианте Мод.0, а
с 1983 года - в варианте Мод.1. Для уменьшения массы установки башня МК.45
изготавливалась из армированного алюминия. Во время стрельбы личный состав в башне
отсутствовал. Питание боеприпасами производилось из магазина барабанного типа,
вмещающего 20 унитарных патронов с обычными боеприпасами или 10 выстрелов раздельного
заряжания с управляемыми активно-реактивными снарядами "Дедай". Впервые
эти снаряды испытали в 1981 году на эсминце "Briscoe". Вес одного снаряда
- 48,87 кг, дальность стрельбы - 36,5 км. Наведение на цель обеспечивалось подсвечиванием
лучом лазера с корабля или вертолета. На вооружение снаряд приняли в противокорабельном
исполнении, однако испытывался и зенитный вариант. Автоматические корабельные
установки создавались и в других странах. Так, в 1950 году Швеция поставила на
вооружение 120/50-мм двухорудийную установку "Бофорс", в 1971 году в
Италии принята одноорудийная автоматическая установка "ОТО-Компакт"
и т.д. В то же время темп стрельбы старых советских 100-130-мм полуавтоматических
пушек Б-34, СМ-5 и СМ-2 не превышал 12- 15 выстрелов в минуту на ствол. Техническое
отставание советских корабельных артсистем становилось более чем очевидным. Наконец,
в июне 1967 года правительством принимается постановление о начале разработки
100- и 130-мм одноорудийных корабельных автоматических установок. Проектировало
их КБ ПО "Арсенал": 100-мм зенитные пушки получили заводской индекс
ЗИФ-91, а 130-мм - ЗИФ-92 (ЗИФ - завод имени Фрунзе). В октябре 1969 года
был одобрен эскизно-технический проект 130-мм установки ЗИФ-92. Она имела ствол-моноблок
с клиновидным вертикальным затвором. Автоматика работала за счет энергии отката.
Непрерывное охлаждение ствола производилось забортной водой через специальные
канавки в кожухах. Броневая защита - противопульная (проектом предусматривались
варианты защиты из алюминия и стали). Опытный образец, изготовленный ПО
"Арсенал", прошел полигонные испытания. Получить заданную в ТТЗ скорострельность
60 выстрелов в минуту не удалось из-за теплового режима и ряда других причин.
Масса АУ превысила заданную почти на 10 т. Такое перетяжеление пушки не позволило
установить ее на корабли пр. 1135, в результате чего работы над ней прекратились. Баллистика
ствола, боеприпасы и большая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании
одноорудийной АУ А-218 (заводской индекс - ЗИФ-94). ПО "Арсенал" изготовило
опытный образец ЗИФ-94, однако серийное производство осуществлялось на другом
предприятии. После длительных полигонных испытаний и почти пятилетней эксплуатации
на эсминце "Современный" (пр.956) 1 ноября 1985 года установку приняли
под индексом АК-130. Управляется она радиолокационной системой управления огнем
МР-184. В состав последней входит двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, телевизир,
лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты. Инструментальная
дальность системы - 75 км, масса 8 т. МР-184 обеспечивает:прием целеуказания
от общекорабельных средств обнаружения;точное измерение параметров движения воздушных,
морских и береговых целей;выработку углов наведения для двух артустановок; корректировку
стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое слежение за артиллерийским
снарядом. В боекомплект АК-130 входит унитарный патрон с осколочно-фугасным
снарядом, оснащаемый тремя типами взрывателей. Снаряд с донным взрывателем 4МРМ
имеет индекс Ф-44 (индекс выстрела - АЗ-Ф-44). Он пробивает 30-мм гомогенную броню
под углом попадания 45° и разрывается за броней. Для ведения огня по воздушным
целям используют снаряды ЗС-44 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1 и снаряды
ЗС-44Р с радиолокационным взрывателем АР-32. ЗС-44Р эффективно поражает цель с
промахом до 8 м при стрельбе по противокорабельным ракетам и до 15 м - при стрельбе
по самолетам. На Черноморском флоте одна двуствольная 130-мм автоматическая
корабельная артустановка АК-130 находилась на вооружении ракетного крейсера "Слава",
впоследствии - "Москва". |