В конце 60-х годов возникла необходимость в создании мощной и одновременно
легкой универсальной автоматической артустановки для вооружения малых кораблей
и катеров, в том числе и катеров на подводных крыльях. Особенно нужна была такая
АУ малым ракетным кораблям и ракетным катерам для отражения воздушных целей и
борьбы с кораблями противника как после выпуска всех ракет, так и в мертвой зоне
действия ракет (8-12 км). Тактико-техническое задание на новую АУ было утверждено
зам.главкома ВМФ 30 сентября 1969 года. А Постановлением СМ СССР от 15.03.1971
г. была санкционирована разработка пушки и изготовление опытного образца. В конце
сентября 1971 года был рассмотрен технический проект артиллерийской установки
А-221, выполненный ЦНИИ "Буревестник". Это ЦНИИ создано в 1970 году
на базе КБ Горьковского машиностроительного завода. Главным конструктором А-221
был Г.П. Рындык. А-221 представляет собой одноствольную автоматическую артиллерийскую
установку закрытого типа с дистанционным и местным управлением. Ствол установки
- моноблок с кожухом, нарезка ствола постоянная. Затвор вертикальный клиновой.
Автоматика работает за счет энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное наружное.
Специальная система прогоняет забортную воду со скоростью 3,5 метра в секунду
между кожухом и моноблоком. Благодаря этому АУ может расстрелять боекомплект двумя
очередями по 75 выстрелов с перерывом между ними в 30 минут. Питание непрерывное,
с двух сторон, обойменное. Все механизмы системы подачи разделены на две одинаковые
группы - правую и левую и связаны в единую кинематическую цепь, т.е. имеют привод
от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой расположены
два горизонтальных транспортера с обоймами для патронов по 76 штук, два цепных
элеватора с приемниками и два маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями
подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся
части производится маятником. Возможна подача ручным способом. Впервые в
отечественных корабельных артиллерийских установках в А-221 были широко применены
легкие сплавы для уменьшения веса установки. Так, корпус АУ представляет собой
сварную конструкцию из алюминиево-магниевого сплава Амr61 толщиной 4,0 мм. Интересно,
что проектом был предусмотрен и вариант стальной башни толщиной 5 мм, которая
защищала бы АУ от пуль и осколков снарядов, но зато вес АУ в таком варианте увеличился
бы на одну тонну. Наведение А-221 может производиться тремя способами : а)
дистанцинно-автоматически с помощью электро-следящего привода ЭСП-221 от корабельной
радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175; б) полуавтоматически
с местного поста (визирной колонки) с помощью ЭСП-221; в) вручную по визирам-дублерам
ВД-221 , находящимся в самой установке. В первых двух случаях командир установки
и электрик находятся в правом отсеке боевого отделения А-221, ни во что не вмешиваются,
а лишь следят за работой механизмов, а в последнем случае принимают управление
на себя. Боеприпасы установки А-221 унифицированы с 76-мм спаренной установкой
АК-726. Вес унитарного патрона 12,8 кг, а длина - 818 мм. Снаряд весом 5,9 кг
снаряжен 400 граммами мощного взрывчатого вещества А-IX-2. Для поражения морских
и береговых целей снаряд снабжается головным ударным взрывателем ВГ-67, а для
зенитной стрельбы - неконтактным (радиолокационным) взрывателем АР-51Л. При стрельбе
с радиовзрывателем обеспечивается эффективное поражение самолета или ракеты при
промахе до 8 метров. Полигонные испытания А-221 в объеме 3215 выстрелов
были проведены с 14 апреля по 14 июля 1977 года на Ржевке под Ленинградом. Корабельные
испытания А-221 были проведены с 23 по 30 января 1979 года в районе ВМБ Балтийск
на головном ракетном катере Р-5 проекта 1241.1. По результатам корабельных испытаний
АУ А-221 была рекомендована к принятию на вооружение. Приказом МО СССР № 101 от
22 июня 1979 года комплекс АК-176-МР-123/176 был принят на вооружение. Соответственно
А-221 на вооружение поступила под индексом АК-176. Установка АК-176 с системой
управления МР-123-02 получила индекс АК-176М. Новая система управления существенно
превосходила МР-123/176. В ее состав кроме РЛС были включены телевизионная камера
и лазерный дальномер. Дальность действия МР-123-02 составляла 45 км при отсутствии
помех или 30 км при наличии их. Вес системы около 5,2 т. Испытания показали,
что АК-176 может быть достаточно эффективным средством для борьбы с низколетящими
крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк". Так, на учениях
АК-176 успешно сбивала ПТУРС "Фаланга", имитировавшие ракеты "Гарпун".
На поражение одной ракеты расходовалось около 25 снарядов.
Серийное производство АК-176 велось на Горьковском машиностроительном заводе.
АУ АК-176 устанавливались практически на всех типах малых кораблей и катеров.
Среди них были - малый ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239; ракетный
катер на подводных крыльях пр.206МР; малый ракетный корабль пр.1234.1; ракетный
катер пр.1241.1; малые противолодочные корабли пр.1124, 1241.2; десантный корабль
пр.775М и т.д. АК-176 : основные характеристики |
Калибр, мм | 76,2 |
Угол ВН, град |
-15/+85 | Угол
ГН, град | ±175 |
Масса, кг: | 16800 |
Скорострельность, выстр./мин |
120 | Масса
выстрела, кг | 12,8 |
Дальность стрельбы, надводная/воздушная, км |
16/11,6 | Боезапас,
выстр. | 152 |
|