Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато
во исполнение Постановления СМ № 144-85 от 4.02.1956 г. ТТЗ на установку было
утверждено главкомом ВМФ 20.03.1956 г. Ее проектирование поручили ОКБ-43 (После
реформирования ОКБ-43 его работа и сотрудники были переданы ЦКБ-34), а автоматов
- ОКБ-16. Главным конструктором установки был С. А. Харыкин, а автомата револьверного
типа - А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название - НН-ЭО (заводском
индекс - 291П). Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31.08.1956
г., а рабочие чертежи утверждены 28.05.1957 г. для изготовления опытного образца
установки. Опытный образец был закончен ОКБ-16 в декабре 1957 года, однако
автоматы 291П оказались непригодными для размещения их на установке из-за значительного
отличия их веса, расположения центра тяжести, габаритов и силы отдачи от ранее
согласованных между ОКБ-43 и ОКБ-16. Поэтому ОКБ-16 произвело доработку автоматов
и прислало новые в марте 1958 года, но и эти автоматы не соответствовали документации,
и в установку пришлось внести значительные конструктивные изменения. В итоге ее
закончили лишь в апреле 1958 гола. Заводские испытания установки проходили
с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания
были проведены с 11 февраля по 17 августа 1959 года там же. Государственные
корабельные испытания АУ КЛ-302 проводились на головном катере-ракетоносце проекта
205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104
"Рысь" (главный конструктор Малиевский А. П.). Автоматы 291П были изготовлены
на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения - на заводе
№ 710 (г. Москва). Корабельные испытания на катере с заводским номером 401 проходили
с перерывами с 24 сентября 1960 года по 31 октября 1961 года в основном в Рижском
заливе, а частично (в мае 1961 года) в районе Балтийска. По результатам корабельных
испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение. Установка
КЛ-302 с ПУС "Рысь" была принята на вооружение Постановлением № 882-378
от 24.08.1962 года и приказом министра обороны СССР № 0240 от 18.09.1962 года
под названием АК-230-МР-104. Работа автоматики НН-30 основана на использовании
энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при
небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет
вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками,
каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу
ствола и жестко фиксируется относительно его оси. Наличие четырех патронников
позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим
образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола,
используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника,
- для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата,
третий и четвертый патронники - для досылки патрона в патронник. Такая схема дает
возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник
и тем самым увеличить темп стрельбы. Канал ствола запирается поворотом
казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный
сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который
при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы
осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате
подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за
счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник
осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети. Ствол охлаждается снаружи
жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью
трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются
после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники
казенника спереди и ее последующего там испарения. Для стрельбы из автомата
используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении
в цепи стрельбы тока 0,24 - 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит
из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на
установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее
- поддерживающим. Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до
100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение
15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях
допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами
между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность
стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей
стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата.
По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в СА, ни в ВВС,
и ее боеприпасы также не взаимозаменяемы. Боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно-зажигательный
снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно-трассирующий снаряд Бр-83. Взрыватели
МГ-30 и МГ-31 - головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 - донный, инерционного
действия. Все оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11- 20
секунд. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим
снарядом. Гильза латунная однократного действия. Вес патрона - 1,066 кг. У
всех выстрелов заряд единый - пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг,
обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с, при максимальном давлении в канале
3100 кг/см2. Официальная табличная дальность - 4738 м, баллистическая дальность
(без самоликвидатора) - 6700 м при угле возвышения +45 град. Для вооружения
тральщиков в ноябре 1960 года ОКБ-43 были выданы тактико-технические требования
на установку КЛ-302 в маломагнитном исполнении. ОКБ-43 спроектировало маломагнитный
вариант установки, получивший индекс КЛ-302М (АК-230М). К 4 мая 1963 года были
завершены испытания АК-230М на тральщике пр. 266 и приказом главкома ВМФ № 0328
от 6.11.1963 г. 30-мм автоматическая установка в "частично маломагнитном
исполнении" была принята на вооружение. ТТХ АК-230М не отличались от серийной
АК-230. АУ АК-230М укомплектована электрооборудованием по варианту "Б".
Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе
№ 535. Как у многих других корабельных АУ официальное принятие на вооружение последовало
лишь через несколько лет после начала серийного производства. Решение о
конце производства АК-230 было принято 30.12.1983 года и в следующем году было
окончательно прекращено. Артустановки АК-230 были установлены на части
крейсеров пр.68бис, ВПК пр.57А, МПК пр.1159Т; катера пр.205, 205М, 205П, 206,
206ЭР и других. Артустановки АК-230М были установлены на тральщиках пр.257А,
266, 266М, 1252, 1265. |