Проектирование 30-мм шестиствольной установки было начато по Постановлению
№ 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам.
главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили
ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего
оружия (главный конструктор - Кнебельман М.С.), автомата - конструкторское бюро
приборостроения (главный конструктор - Грязев В.П.), радиолокационной системы
управления "Вымпел" МР-123 - КБ завода "Топаз" (главный конструктор
- Егоров В.П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173 (В настоящее время ВНИИ "Сигнал").
Конструкторами КБП Грязевым В.П. и Шипуновым А.Г. был спроектирован шестиствольный
автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной
особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая
обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов,
подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему
отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя,
связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное
движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника
обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел)
блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных
в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное
движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют
досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы
или осечного патрона. Наличие вращающегося блока стволов с общей
автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания
и тем самым получить высокий темл стрельбы. Питание автомата - непрерывное
ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента
подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин).
Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение
имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и
АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000
патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого
магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных
в ленту. При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой
становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в
том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В
окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола
и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной
воды или антифриза между кожухом и стволами. Наведение установки
осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей
питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц. Приводы
обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4
т. д.(т.д. - точек дальномера). Сверху над вращающейся частью установки надет
обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания
морской водой и от атмосферных осадков. Артиллерийский комплекс "А-213-Вымпел-А",
являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения
воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника
на дистанциях до 5000 м. Система МР-123 "Вымпел" обеспечивает
управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя
разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В системе ПУС имеется телевизир,
обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до
7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости
от погодных условий). На случай выхода из строя РАС, в системе "Вымпел"
предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым
(коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле
плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях,
по открытым береговым целям при высадке десанта. Артустановка А-213 при
боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению
электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором
по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса,
заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно
с центрального поста управления. Заводские испытания первых двух образцов
А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с
перерывами до 30 марта 1966 года. Государственные корабельные испытания АУ А-213
были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере
пр.205ПЭ (заводской № 110). В связи с недостатками системы МР-123 "Вымпел"
20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы "Вымпел"
испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года. Интересно, что в
ходе испытаний на катере, заводской № 110, система "Вымпел" управляла
стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.
Вот один из эпизодов испытаний - стрельба 18 августа 1972 года по управляемой
воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213, управляемая системой
"Вымпел". АУ АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов.
Скорость цели - 230 м/с, высота - 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной
текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было
проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 сек.,
а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела.
Всего стрельба длилась 17 секунд и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена
и упала в море в 10 км от катера. Стрельба 22 августа 1972. года была менее
удачна. По мишени Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели
огонь обе установки, управляемые "Вымпелом". Стрельба начата на максимальной
текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213
сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 - 30
выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок
прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться
радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на "отлично". А мишень добили
истребители МиГ-19. Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие
малоразмерные мишени РМ-15. По результатам испытаний для стрельбы по скоростным
воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов
каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее
эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд. По результатам
испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23
августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630
приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года. Как уже отмечалось, АУ
АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов
ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на
вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином
получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики
ее не изменились по сравнению с А-213. Опытный образец А-213М прошел заводские
и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972
году запущена в серийное производство. С 16 ноября по 7 декабря 1979 года
на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М
с ПУС МР-123/176( Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем
двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили
на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401). Официально А-213М
принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием
АК-630М Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось
на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12,
в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д. Размещение АУ АК-630 и АК-630М
предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих
крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера "Киров" до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсер
пр.68бис "Жданов" , БПК пр.61М и другие. |