Решение о разработке 76-мм двухорудийной установки было принято комиссией
Совета Министров СССР 2 апреля 1954 года. К этому времени на вооружении нашей
армии и флота автоматических орудий калибром свыше 57-мм не состояло. Проектирование
установки велось ЦКБ-7. Первоначально оно спроектировало качающуюся часть с двумя
76-мм автоматами на полигонном станке ЗИФ-67П. Эта опытная установка с 21 мая
1956 года по 29 июня 1957 года прошла отладочно-заводские испытания в объеме 2670
выстрелов. С учетом их результатов ЦКБ-7 разработало технический проект артиллерийской
установки ЗИФ-67, утвержденный зам.главкома ВМФ 24.05.1956 г. Опытный образец
ЗИФ-67 был изготовлен заводом № 7 и с 14 марта по 12 августа 1958 года прошел
заводские испытания. После заводских испытаний образец был доработан и прошел
полигонные испытания с 14 октября 1958 года по 7 июня 1959 года. Полигонные, равно
как и государственные корабельные испытания проводились одновременно для опытных
образцов АУ ЗИФ-67 с вариантом подачи боеприпаса в приемник при помощи перегружателя
маятникового типа, так и бесперегрузочного варианта подачи. Две установки
ЗИФ-67 с перегружателем и с ПУС "Фут-Б" испытывались с 26 декабря 1960
года по 6 июня 1961 года на Черном море на корабле ПЛО "ПЛК-1" пр.159
(заводской № 601), две установки без перегружателя были испытаны в августе 1961
года на Балтике на корабле "ПЛК-17" пр.159 (заводской № 154). Оба испытания
прошли успешно. Но в дальнейшем испытывался только вариант установки без перегружателя. С
23 июня по 25 августа 1962 года на Белом море в районе Северодвинска провели испытания
двух установок ЗИФ-67 в комплексе с ПУС "Турель" на головном корабле
пр.58 "Грозный" (заводской № 780). С 20 октября по 6 ноября 1962 года
испытывали две установки ЗИФ-67 с ПУС "Турель" на головном корабле пр.61
"Комсомолец Украины" (заводской № 1701). Официально установка ЗИФ-67
под названием "АК-726" была принята на вооружение приказом МО СССР №
192 от 24.06.1964 г. Спаренная 76,2-мм артустановка АК-726 с радиолокационной
системой управления стрельбой типа МР-105 может вести стрельбу в автоматическом
режиме, в полуавтоматическом с применением оптического прицела "Призма"
и в ручном режиме под управлением оператора. Снаряды могут быть оснащены как контактными,
так и бесконтактными взрывателями. Качающаяся часть АУ состоит из двух автоматов,
расположенных в общей люльке. Ствол автомата - моноблок, на него надет пружинный
накатник. На стволе имеется ресивер для эжекционной продувки канала ствола после
каждого выстрела. Внутреннее устройство канала ствола - 24 нареза постоянной крутизны.
Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных
частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически,
непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий.
Для обеспечения синхронности стрельбы обоих орудий в механизме спуска установлен
механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится механизмом
гидроперезарядки. Охлаждение стволов забортной водой происходит в перерывах
между стрельбой. Для этого наконечник шланга, подключенного к судовой магистрали,
вставляется в камору ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения
- 40-45 выстрелов, время охлаждения - 3 минуты. Подача боеприпаса в приемники
орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для
каждого автомата. Механизмы наведения установки имеют электроприводы с
двумя способами управления - дистанционным и местным, а также запасной аварийный
- ручной. Дальность стрельбы: до 16 км, боекомплект: 1000 снарядов , скорострельность:
100 выстрелов в минуту.
АК-726 были установлены на кораблях проектов
35, 97П, 56У, 58, 61, 159, 1124М, 1134Б, 1135,
1143, 1159, 1174 и др. Производство АУ было прекращено
в 1987-1988 годах.
В 1987 году корабль пр.61 "Смелый"
с двумя АК-726 был передан ВМС Польши. В 1979
- 1987 годах пять кораблей пр.61МЭ - эсминцы с
АК-726 были построены для ВМС Индии.
В настоящий момент на Черноморском флоте АУ АК-726
оснащены 3 корабля: БПК "Керчь" (2 бортовых
АУ), СКР "Сметливый (1 носовая АУ) и СКР
"Ладный" (2 кормовых АУ).
|