Пушка Б-13 создана на базе 130-мм орудия образца
1913 года длиной в 55 калибров, спроектированного
в 1911-1913 годах КБ Обуховского завода. История
его создания заслуживает внимания. Так, 2 марта
1912 года подготовленный проект пушки в двух вариантах
- с гильзовым и картузным заряжанием - передали
на утверждение в Главное управление кораблестроения
(ГУК). В обоих случаях предусматривался автоматический
затвор. Параллельно с конструкторскими работами
обуховцы изготавливали и два опытных станка. Один
с пневматическим, а другой - с пружинным накатником.
Адмиралы, заседавшие в ГУКе, предпочли артсистему
попроще и подешевле. В серию пошла пушка с картузным
заряжанием и затвором системы Виккерса, открывавшимся
и закрывавшимся вручную, и станком с пружинным
накатником. Заряжание и досылка боеприпасов также
производились вручную.
В 1914 году пушки запустили в крупносерийное
производство. До начала революционных событий
Обуховский завод выпустил 132 орудия. Кроме того,
в 1913 году английскому заводу Виккерса тоже заказали
100 аналогичных пушек. Первые семь из них прибыли
в Россию в октябре 1914-го. “Стотридцатки” устанавливались
на крейсерах типа “Светлана” и трех черноморских
мониторах типа “Императрица Мария”, ими же перевооружили
крейсеры “Диана”, “Кагул”, “Олег” и другие корабли.
В годы гражданской войны такими же пушками оснащали
десятки канонерских лодок, плавбатарей белых и
красных флотилий.
Пушки имели станки с углом возвышения +20° и
+30°, а также башнеподобные щиты двух типов с
лобовой броней в 76 и 25 мм.
В конце 20-х годов на Обуховском заводе провели
модернизацию установки, снабдив ее пружинным досылателем
и увеличив угол возвышения до +40°. Усовершенствованные
орудия получили индекс Б-7 (Б - индекс завода
“Большевик”, бывший Обуховский). Однако частичная
модернизация была полумерой, и Управление вооружений
морских сил (УВМС) заказало заводу “Большевик”
новую 130-мм пушку под индексом Б-13. В ноябре
1929 года был представлен эскизный проект с длиной
ствола орудия в 45 калибров. Его баллистические
данные совпадали с данными 130/55-мм пушки, но
давление в канале возрастало с 2750 до 3150 кг/см2,
благодаря чему уменьшалась длина ствола и пушка
теперь могла устанавливаться на подводных лодках.
Проектом предусматривалось: гильзовое заряжание,
горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой
по типу 180-мм пушки Б-1-К, гидропневматический
досылатель броскового типа (близкий по конструкции
к Б-7) и ручная досылка заряда в гильзе. В целом
проект одобрили, но 23 января 1930 года УВМС решило
внести в него ряд изменений: увеличить скорострельность
с 12 выстрелов в минуту до 14, заменив ручные
приводы наведения электрическими, с муфтами Дженни
и др.
Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного
образца завод должен был завершить к началу марта
1932 года.
В программу артиллерийского вооружения морских
сил РККА, утвержденную М.Н.Тухачевским 27 февраля
1932 года, входили 130/45-мм установки для подводных
лодок с углом возвышения до +30° и для надводных
кораблей до +45°, а дополнительное тактико-техническое
задание УВМС было выдано заводу 19 мая 1932 года,
так как к тому времени оказалось, что длину ствола
можно было увеличить до 50 калибров. Это объясняется
двумя причинами. Во-первых, отпал вариант установки
130-мм пушек на подводные лодки типа “Правда”,
поскольку выяснилось, что такая пушка для лодки
слишком тяжела, и ограничились 100-мм, да и сама
конструкция лодки оказалась неудачной. Во-вторых,
удлинением ствола решили хоть немного снизить
давление в канале (при жестко заданном весе снаряда
и начальной скорости). Но овторилась история 1912
года: опять командование флота погналось за дешевизной.
В результате заставили конструкторов последовательно
заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический
клиновой затвор на поршневой системы Виккерс,
электрические приводы наведения на ручные и т.д.
К изготовлению нового опытного образца Б-13 приступили
в середине 1932 года. Этот трудоемкий процесс
затянулся, так как в рабочие чертежи постоянно
вносились изменения. Лишь 8 апреля 1934 года приступили
к заводским испытаниям пушки. Они выявили ряд
дефектов, и образец вернули на завод для доработки.
В апреле 1935 года испытания возобновили. В конце
концов в УВМС закрыло глаза на недоделки, и в
декабре 1935-го “сырую” Б-13 официально приняли
на вооружение, а серия уже шла с мая 1935 года.
Первые из серийных имели одинаковые со 130/55-мм
пушкой боеприпасы и баллистику. Правда, дальность
стрельбы у них была больше на 2 - 3 км за счет
увеличения угла возвышения с +30° до +45°. По
сравнению же с Б-7 эта разница для снаряда образца
1911 года составляла лишь 300 м.
Как уже говорилось, сохранить баллистику без
изменений при укороченном на 5 калибров стволе
удалось за счет увеличения давления в канале.
Это стало приводить к срыву ведущих поясков снарядов.
Испытания в 1935 году первых трех серийных Б-13
показали, что живучесть их сохраняется только
до 130 выстрелов (везде идет речь о полном заряде).
Далее происходила полная потеря меткости, и снаряды
летели кувыркаясь. Таким образом и лидеры, и эсминцы
не могли даже полностью расстрелять свой боезапас.
Положение сложилось нетерпимое. Несколько КБ и
НИИ, сотни ученых и инженеров были брошены на
решение проблемы живучести Б-13. Частично снимало
эту проблему применение лейнированного ствола.
Теперь после 130 выстрелов нужно было менять не
всю пушку, а лишь тонкую внутреннюю трубу ствола
- лейнер. Причем это производилось прямо на корабле
или береговой батарее.
В конце концов живучесть удалось поднять за счет
увеличения числа нарезов лейнера. Первоначально
приняли систему нарезов, разработанную Артиллерийским
научно-исследовательским морским институтом (АНИМИ)
- 44 нареза глубиной 1,95 мм, а через несколько
месяцев - систему, разработанную в НИИ-13 - 40
нарезов глубиной 2,7 мм. А в итоге в 1941 году
флот получил фактически три различные системы
Б-13: с мелкой нарезкой, нарезкой АНИМИ и НИИ-13.
Причем к каждой артсистеме требовались специальные
снаряды, не подходившие к другим пушкам, специальные
таблицы стрельб, прицелы и др. Нетрудно представить,
сколько нареканий вызывало это у моряков.
К началу 1941 года на кораблях и береговых-батареях
насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой
(16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая
часть с нарезкой АНИМИ и большинство - с нарезкой
НИИ-13. Кроме того, на вооружении оставалось 108
пушек образца 1913 года.
Для справки:
- к 22 июня 1941 года для 130/55-мм пушки Б-13
с мелкой нарезкой имелось 4799 фугасных снарядов
и 143 ныряющих, для орудий с нарезкой АНИМИ- 13
046, а для орудий с нарезкой НИИ-13 - 82 470 фугасных
снарядов;
- в ходе войны израсходовали и утеряли 26 796
снарядов для 130/55-мм пушек и Б-13 с мелкой нарезкой,
10 557 - для пушек с лейнерами АНИМИ и 379 810
- с лейнером НИИ-13;
- с 22 июня 1941 года по 1 мая 1945 года в ВМФ
поступило от промышленности 770 335 снарядов к
130/50-мм орудиям;
- приказом наркома ВМФ от 18.04.1942 г. на вооружение
были приняты 130-мм осколочно-химические снаряды
(осколочно-фугасный снаряд с добавкой твердого
отравляющего вещества); к 1 января 1943 года в
ВМФ имелось 11 834 осколочно-химических снаряда;
- в боекомплект Б-13 входили парашютный и беспарашютный
осветительные снаряды;
- на рубеже 60-х годов поступили и противо-радиолокационные
снаряды РП-42/46, наполненные дипольным волокном.
В годы Великой Отечественной войны 130-мм пушки
Б-13 стали самыми распространенными морскими орудиями
среднего калибра. Ими были вооружены все лидеры
и эсминцы советской постройки до 1945 года, ряд
канонерских лодок и некоторые минные заградители.
К началу боевых действий в 1941 году на береговых
батареях находилось 169 таких пушек, а в ходе
войны еще несколько десятков установили на позициях
под Севастополем, Новороссийском, в Крыму на Перекопе
и в других местах. Наконец, эти орудия, размещенные
на железнодорожных платформах, воевали в составе
бронепоездов или железнодорожных батарей.
Конструкторов пушки сейчас часто критикуют за
малый угол возвышения, не дававший вести зенитную
стрельбу. Критика эта безосновательна. Чтобы сделать
полноценное 130-мм зенитное орудие, нужно не только
довести максимальный угол возвышения до +85°,
но и создать дистанционную систему скоростных
приводов наведения орудия, радиолокационную систему
управления огнем, полностью автоматизировать подачу
боеприпаса, создать автоматический установщик
дистанционной трубки на снарядах и т.д. В начале
30-х и даже в предвоенные годы это было не по
силам нашей промышленности. Совсем другое дело
- конец 40-х годов, когда появились новые универсальные
130-мм орудия БЛ-109. Их возможности нужно было
расширить. Однако на новые эсминцы проекта ЗОбис
продолжали ставить довоенные установки Б-2ЛМ с
качающимися частями от Б-13.
Все же и Б-13 могла вести зенитный огонь. К 1941
году в ее боекомплект входили дистанционные (зенитные)
гранаты образца 1928 года с механической трубкой
ВМ-16, а в конце 50-х годов - зенитные снаряды
ЗС-46Р с радиовзрывателем. Когда немцы пытались
атаковать наши корабли с малых или сверхмалых
высот, они нередко несли ощутимые потери, хотя
в целом эффективность использования пушки в качестве
зенитного орудия была невелика.
В годы войны ряд недостатков Б-13 обернулся ее
достоинствами. Например, отсутствие электроприводов
наведения, ручное заряжание и др. - благодаря
этому пушки, предназначенные для эсминцев, без
всяких изменений ставили за несколько часов на
палубы барж, шаланд, на обычные четырехосные железнодорожные
платформы или на импровизированные основания где-нибудь
в чистом поле под Москвой или Перекопом. Не нужно
ни источника тока, ни радиолокационной системы
управления огнем.
Первоначально пушки выпускались с коробчатым
щитом, со второго полугодия 1939 года - с щитом
обтекаемой формы. Выпущенные до 1939 года назывались
установками первой серии, а позже - второй серии
(Б-13-Ис). В 1948 году начали производство третьей
серии (Б-13-Шс). Основное различие между ними
состояло в устройстве досылателя.
Артиллерийские установки Б-13 сняли с производства лишь
в 1954 году, а всего их было изготовлено 885 единиц.
И в послевоенные годы Б-13 составляли большинство
орудий береговой обороны СССР. В течение 35 лет
они эксплуатировались в Китае на переданных ему
в 1955 году четырех эсминцах проекта 7. К середине
80-х годов на вооружении и складах ВМФ имелось
свыше 600 единиц Б-13.
Б-13 : основные характеристики |
Калибр, мм |
130
|
Длина ствола, мм/клб |
6581/50
|
Угол ВН, град. |
-5;+45
|
Скорость вертикальной наводки, град/с |
5
|
Скорость горизонтальной наводки, град/с |
5
|
Высота линии огня от палубы, мм |
1671
|
Радиус обметания, мм: |
|
по дульному срезу |
4985
|
по казенной части |
2295
|
Высота системы по щиту, мм |
2240
|
Ширина системы по щиту, мм |
2750
|
Толщина лобовой брони щита, мм |
13
|
Масса, кг: |
|
качающейся части орудия |
7200
|
щита |
2150
|
полная |
12 800
|
Расчет, человек |
11
|
Скорострельность, выстр./мин |
7-8
|
Начальная скорость снаряда, м/с: |
|
обр.1911 г. массой 36,86 кг |
823
|
обр.1928 г. массой 33,4 кг |
870
|
Дальность стрельбы, км/угол возвышения: |
|
снарядами обр. 1911 г. |
20,3/45
|
снарядами обр. 1928 г. |
25,5/45
|
|