После
возобновления работ по строительству крейсера "Красный Кавказ", планировалось
его оснащение 8-ю 203-мм орудиями (4 сдвоенные установки). Однако это не удалось
сделать по конструктивным причинам. Было принято решение вооружить крейсер орудиями
меньшего калибра. В результате корабль получил 4 180-мм орудия Б-1-К. Это были
203-мм орудия модели 1905 года, с уменьшенным до 180/60-мм калибром. Аванпроект
180/60-мм пушки и ее башенной установки был разработан в 1925 г. главным конструктором
завода "Большевик" К. Чернявским. Данные этого проекта: вес снаряда
100 кг, начальная скорость 1000 м/с. давление в канале ствола 4000 кг/см. Ствол
скрепленный, состоял из внутренней трубы, наружной трубы, 1-го скрепляющего слоя,
2-го скрепляющего слоя (кожуха) и казенника. Нарезка мелкая. Затвор горизонтальный
клиновой. Тормоз отката гидравлический (один). Гидропневматических накатников
- два. Противооткатные устройства при выстреле неподвижны. Досылка бросковая.
Энергия для досылки аккумулировалась при откате. Досылатель работал без насхода
воздуха. Он располагался на качающейся части и заряжание производилось с лотка
досылателя при любом угле возвышения до +60 . По аванпроекту предполагалась досылка
только снаряда, но позднее была введена досылка и для полузарядов (второй полузаряд
размещался в гильзе). Эти орудия обладали чрезвычайно сильной дульной энергией,
приведшей к тому, что не испытаниях стволы показали крайне низкую живучесть, выдерживая
лишь около 10 выстрелов. Последующие испытания орудий так же приводили к неудачам
(все равно живучесть стволов за счет лейнеров удалось увеличить лишь до значения
в 70 выстрелов), и в конце концов было принято решение по применению в этом орудии
меньшего порохового заряда и более короткого ствола (ствол уменьшился до 57 клб).
Этот вариант орудия получил название Б-1-П. В 1927 г. был выдан заказ на
изготовление 180/60-мм системы. Пушка проектировалась и изготовлялась на заводе
"Большевик", а установка - на ЛМЗ. Изготовление первой системы 180/60-мм
Б-1-К затянулось из-за плохого качества стали и неполадок с 3000-тонным прессом.
Орудие № 1 было закончено в конце января - начале февраля 1931 г. и немедленно
отправлено на НИАП, причем качающаяся часть орудия не имела досылателя. Тем не
менее первые стрельбы были проведены в феврале 1931 г. На испытаниях полуавтоматика
почти не работала. В 1931 г. завод "Большевик" все-таки сдал 5 пушек
Б-1-К и еще шесть - в 1932 г. Ранние протопипы данного орудия были цельными,
но в 1932 году от итальянской фирмы "Ансальдо" Советским Союзом была
получена новая технология производства стволов для орудий калибром от 76 до 203
мм. Поэтому более поздние версии 180-мм орудий производились уже по этой технологии
(с лейнерами). Существовало два разных типа лейнеров, и, как это обычно и было
в Советском флоте - невзаимозаменяемых. Орудия данного типа стояли на крейсере
"Красный Кавказ" (четыре одноорудийные установки МК-1-180 с орудиями
Б-1-К), на крейсерах типа "Киров" (трехорудийные установки МК-3-180),
а так же на береговых батареях. 180-мм одноорудийная башенная установка
МК-1-180 для крейсера "Красный Кавказ" была разработана на ЛМЗ под руководством
Р. Вульфа, рабочие чертежи были готовы к 10 марта 1931 г. Она имела гидравлический
компрессор веретенного типа, а накатник - гидропневматический. Верхняя подача
снарядов производилась штанговым элеватором, снабженным электроприводом. Затем
следовала довольно сложная перегрузка снаряда на лоток досылателя вручную. Подача
зарядов производилась через зарядный штанговый элеватор, а затем вручную. МК-1-180: основные характеристики |
Калибр, мм | 180 |
Длина ствола, клб | 60 |
Угол ВН, град | -5/+60 |
Угол ГН, град | 360 |
Максимальная скорость наведения, град/с: |
| вертикальная |
8 | горизонтальная |
8 | Масса, кг: |
192000 | Скорострельность,
выстр./мин | 4 | Масса
снаряда, кг | 97,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 920 |
Дальность стрельбы, м | 37130 |
|