В 1907
году началось проектирование 12"/50 пушки. Однако из-за низкого качества
примененной стали ее ствол удлинили на 2 клб - чтобы снизить давление пороховых
газов при сохранении баллистических характеристик. В конце 1907 года было заказано
20 таких 12"/52 пушек. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной
тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми
выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник,
в котором помещался поршневой затвор. Длина ствола составила 15850 мм, длина
нарезной части 12852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм. Длина хода нарезов
постоянная - 29,89 клб. Число нарезов - 72. Глубина нарезов - 2,28 мм. Вес затвора
- 933,6 кг. Вес ствола с затвором - 50,6 т. Всего Морское ведомство заказало
198 таких пушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось
сдать 42 пушки, а в 1918-м - оставшиеся 30. Но с февраля начался спад производства,
и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены,
лишь в 1921 году сделали 14 орудий. К 16 июня 1922 года на складах хранилось
29 новых 12"/52 орудий в различных стадиях готовности (готовность от 10 до
95%). В последующие годы часть этих орудий удалось доделать. В 1939-1940 годах
началось лейнирование 12"/52 орудий, что обычно проводилось в ходе их капитального
ремонта. 12"/52 пушки установливались на линкоры типа "Императрица
Мария", на башенных береговых установках. На ЧФ для 12"/52 орудий полагалось
по 400 выстрелов на ствол. Эти 305-мм орудия были наиболее мощными орудиями,
когда либо серийно устанавливаемыми на корабли как российского императорского,
так и советского военно-морского флота. Проектирование трехорудийных башенных
артустановок под эти орудия начали в августе 1907 года. Башенные установки для
черноморских линкоров отличались в основном бронированием. Станки установок имели
гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники.
Длина отката нормальная - 1270 мм. Наведение орудий производилось от электродвигателей
с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо
катков использовались шары диаметром 152 мм. Высота оси цапф над плоскостью центров
шаров - 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая
стенки 254 мм, задняя стенка 305 мм, крыша 100 мм. Вес откатных частей 60 т, качающейся
части - 84,2 т, вращающейся брони - 312 т. Полный вес башни с орудиями и броней
872 т. Установку обслуживало 37 электродвигателей общей мощностью 322 л.с. На
Черноморском флоте такие башни имели все пять отечественных линкоров. В советское
время эти трехорудийные артустановки, получившие индекс МК-3-12, неоднократно
модернизировались. В частности, толщину крыши увеличили до 152 мм. На линейном
корабле "Парижская коммуна" ("Севастополь") в ходе модернизации
1933-1938 годов угол вертикальной наводки был доведен до +40°. МК-3-12: основные характеристики |
Калибр, мм | 305 |
Длина ствола, клб | 52 |
Угол ВН, град | -5/+25 |
Угол ГН, град | 310 |
Максимальная скорость наведения, град/с: |
| вертикальная |
4 | горизонтальная |
3,2 | Радиус обметания
по стволам, мм | 15850 |
Масса, кг: | 767800 |
Скорострельность, выстр./мин | 2,2-3 |
Масса снаряда, кг | 470,9 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 853 |
Дальность стрельбы, м | 29340 |
|