Артиллерия
главного калибра предвоенных крейсеров типа "Киров" (на ЧФ - "Ворошилов")
и "Максим Горький" (на ЧФ - "Молотов") состояла из девяти
180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Орудие
Б-1-П было спроектировано в КБ завода "Большевик" и запущено в производство
в 1932 году. Первоначально оно имело скрепленный ствол и клиновой замок. В 1933-м
на заводе "Большевик" была смонтирована установка для производства лейнеров,
которую в соответствии с договором поставила итальянская фирма "Ансальдо".
В 1934-м первое лейнированное орудие испытали на полигоне. Орудие Б-1-П обеспечивало
начальную скорость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и максимальную дальность стрельбы
37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров
в условиях корабля без выема качающейся части из башни. Затвор - поршневой, двухступенчатый,
с грузовым уравновешиванием, открывающийся вверх. При проектировании трехорудийных
башен в основу были положены двухорудийные башни, разработанные в КБ Ленинградского
металлического завода имени И.В.Сталина (ЛМЗ) с помощью итальянцев. Все три ствола
башни находились в одной люльке, то есть с одним приводом вертикального наведения.
При такой компоновке одно удачное попадание неприятельского снаряда могло вывести
всю башню из строя, в то время как аналогичное попадание в башню с индивидуальной
системой вертикального наведения для каждого орудия вывело бы из строя только
одно орудие. Расчет был прост: поскольку двухорудийный вариант все равно предусматривал
размещение орудий в одной люльке, а вероятность попадания в двухорудийную и трехорудийную
башни практически равна, то при выводе из строя одной башни в первом варианте
корабль останется с четырьмя орудиями, а во втором - с шестью. К тому же, как
показали расчеты, трехорудийная башня (без учета массы самих орудий) оказалась
всего на 30 т тяжелее двухорудийной. Так родилась идея 180-мм трехорудийной башенной
установки МК-3-180. КБ завода приступило к выпуску рабочих чертежей, минуя
этап разработки и утверждения технического проекта. Эта работа велась под руководством
А.А.Флоренского и была закончена в IV квартале 1935 года. Проектирование трехорудийной
180-мм качающейся части, получившей обозначение Б-27, проводило КБ завода "Большевик"
под руководством Д.Ф.Устинова и А.Г.Гаврилова. Противооткатные устройства
помещались в теле люльки. Тормоз отката - гидравлический, веретенного типа. Накатники
- гидропневматические. Каждый ствол имел один тормоз отката и два накатника.
Люлька - неразъемная, изготовленная из одной поковки. Противооткатные устройства
располагались в ее нижней части. Досылка снарядов и полузарядов броскового типа
осуществлялась пневматическим досылателем. Боезапас подавался из перегрузочного
отделения в боевое при помощи тросовых элеваторов с толкачом, имеющим электромеханический
и ручной приводы. Боезапас для каждого орудия подавался своим элеватором, толкач
элеватора оборудовался тремя клапанами - одним для снарядов и двумя для полузарядов.
Из тросового элеватора боезапас подавался непосредственно в качающийся лоток,
расположенный в боевом отделении. При открывании затвора лоток опрокидывался с
линии загрузки на угол заряжания, а после заряжания занимал прежнее положение
для принятия боезапаса на следующий выстрел. Угол заряжания составлял +6,5°. Орудия
после выстрела продувались сжатым воздухом. Размещение орудий в одной люльке,
короткий откат при выстреле, а также поршневые затворы, открывающиеся вверх, позволили
создать небольшую по габаритам и массе установку. Заводские испытания на
НИМАПе 22-28 ноября 1936 года выявили неудовлетворительную работу противооткатных
устройств. Повторные испытания были проведены с 30 декабря 1936-го по 3 января
1937 года. После доработок, в феврале - мае 1937 года прошли контрольные испытания.
Окончательные корабельные испытания МК-3-180 состоялись в период с 4 июля по 23
августа 1938 года. Заключение комиссии гласило: "МК-3-180 подлежит передаче
в эксплуатацию личному составу и на войсковое испытание". Боекомплект
состоял из 900 (по 100 на орудие) бронебойных, полубронебойных, осколочно-фугасных,
практических снарядов и дистанционных гранат в комплекте с усиленно-боевыми, боевыми,
пониженно-боевыми и уменьшенными зарядами. В перегруз можно было принять 942 выстрела
главного калибра. Кроме этого, на корабле имелись согревательные выстрелы, как
обычные, так и беспламенные (для применения ночью). Погреба артиллерийского боезапаса
оборудовались системой аэрорефрижерации, вентилировавшей их охлажденным в специальных
термотанках воздухом температурой не выше 25 °С. В случае опасности возгорания
или при пожаре полагалось включать систему орошения и затопления погребов. Первые
три башни изготовил Ленинградский металлический завод, а затем их производство
было передано на Николаевский судостроительный завод № 198 имени Марти, который
по чертежам ЛМЗ выпускал установки МК-3-180 для последующих крейсеров. Крейсера
проекта 26 оснащались системой приборов управления стрельбой (ПУС) главного калибра
"Молния", созданной на заводе № 212 ("Электроприбор"). Основу
ПУС составлял центральный автомат стрельбы ЦАС-2 (он имел также схему выработки
торпедного треугольника и мог применяться в качестве торпедного автомата стрельбы).
В ПУС "Молния", помимо ЦАС-2, входил целый ряд дающих и принимающих
приборов целеуказания, сигналов команд и докладов обратного контроля положения
оружия, постов, приборов и механизмов, а также оптические визиры и дальномеры.
Основная часть всех приборов располагалась в центральном артиллерийском
посту (ЦАП), командно-дальномерном посту (КДП), боевой рубке и артиллерийских
башнях. При задействовании всей схемы ПУС при обнаружении цели из боевой рубки
визиром ВЦУ целеуказание выдавалось в КДПЗ-6 (заводской индекс Б-20) управляющему
огнем. Тот брал ее на сопровождение своим визиром центральной наводки ВМЦ-2 и
наводил на нее шестиметровые стереодальномеры ДМ-6. Всего в КДП имелось три дальномера:
один предназначался для измерения дистанции до цели, другой - для измерения дистанции
до всплесков своих снарядов, третий мог дублировать любой из первых двух. КДП
располагался на фок-мачте на высоте 26 м над водой. ЦАП находился на 2-й платформе
в районе 83-88 шп, под носовой надстройкой и ГКП. Таким образом, на ЦАС поступали
курсовой угол цели и все необходимые для расчетов дистанции от дальномеров, а
уж тот вырабатывал данные для центральной наводки. Кроме того, каждая из
артиллерийских башен имела свой автомат стрельбы, что в сочетании с собственными
дальномерами ДМ-6 позволяло им самостоятельно вести огонь без использования данных
из ЦАП. Ведение огня по внезапно появившейся цели ночью или в условиях плохой
видимости обеспечивали два поста ночной центральной наводки, оснащенные ночными
визирами 1-Н. Они представляли собой простейшие счетно-решающие приборы, позволявшие
не только выдать целеуказание любой из башен, но и вводить коррективы по результатам
первых залпов. Система ПУС "Молния" позволяла разделять огонь
по нескольким целям. Например, носовые башни могли управляться по нормальной схеме
из ЦАП, а кормовая башня вести огонь на самоуправлении, или первая башня могла
вести огонь по данным ЦАП, вторая башня - управляться от прибора 1-Н левого борта,
а третья башня - от прибора 1-Н правого борта и т.д. В 1944 году на крейсерах
установили радиолокационные станции управления огнем. МК-3-180: основные характеристики |
Калибр, мм | 180 |
Длина ствола, клб | 57 |
Угол ВН, град | -5/+50 |
Угол ГН, град | 360 |
Максимальная скорость наведения, град/с: |
| вертикальная |
10 | горизонтальная |
8 | Масса, кг: |
236000 | Скорострельность,
выстр./мин | 2 | Масса
снаряда, кг | 97,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 920 |
Дальность стрельбы, м | 37800 |
|