Проектирование
трехорудийной башенной установки МК-5 для легких крейсеров проекта 68 началось
весной 1937 года в КБ Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Для нее на заводе
“Большевик” была специально сконструирована 152-мм пушка Б-38 (кроме крейсеров
проекта 68, планировалось установить эти пушки в башнях линкоров проекта 23 “Советский
Союз” и крейсеров проекта 69 “Кронштадт”). Тактико-техническое задание на пушку
Управление ВМС утвердило 29 сентября 1938 года. Ни пушка, ни башня никаких отечественных
аналогов не имели, и создание этой системы представляло собой качественный скачок
в нашей морской артиллерии. Первый опытный образец пушки Б-38 был изготовлен
на заводе “Большевик” в начале 1940 года и отстрелян на научно-исследовательском
морском артиллерийском полигоне (НИМАП) в июне - сентябре того же года на полигонном
станке Б-46. По результатам испытаний была проведена доработка орудия, после чего
его запустили в серийное производство. В 1941 году на НИМАПе было отстреляно 13
таких пушек. Б-38 даже удалось поучаствовать в войне, но не на кораблях, а на
железнодорожных установках. Причем они были поставлены на “древние” станки от
203-мм 45-калиберных пушек Канэ, спроектированных в 1894 году. Кроме того, одна
пушка с полигонного станка вела огонь по немецким войскам под Ленинградом. После
войны завод “Большевик” развернул крупносерийный выпуск пушек Б-38 для башенных
установок МК-5 и МК-5-бис. Иных применений у пушки Б-38 не было. Береговые установки
МУ-2 и СМ-9 имели другие качающиеся части, созданные на базе Б-38. Производство
башен МК-5 планировалось освоить на Старокраматорском заводе имени Орджоникидзе,
для чего там построили специальный башенный цех. Но война прервала все работы,
и ни одной башни изготовлено не было. В 1946-1947 годах рабочие чертежи
башен МК-5 корректировались в ЦКБ-34 в соответствии с ТТЗ, утвержденным в марте
1946 года. Производство башен велось на ЛМЗ; первая была закончена в марте 1947
года. Четыре башни, изготовленные в 1947 году, установили на крейсере “Чапаев”.
Они прошли два этапа государственных испытаний, с 22 сентября 1949 года по 16
мая 1950 года. Башенная установка МК-5 была принята на вооружение приказом по
Военно-морскому министерству 9 августа 1950 года. Всего же в 1947-1949 годах изготовили
двадцать башен МК-5, которые и установили на пяти крейсерах типа “Чапаев”. 14
марта 1946 года ЛМЗ получил тактико-техническое задание на модернизацию башен,
согласно которому КБ завода выполнило проект башни МК-5-бис, утвержденный 23 сентября
1947 года. МК-5-бис имела только два отличия от МК-5: дистанционный привод наведения
орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Головной образец
МК-5-бис был изготовлен в мае 1950 года. Государственные испытания первых
4 башен были проведены в два этапа, с 1 октября 1951 года по 30 апреля 1952 года,
на крейсере “Свердлов”. Башни были приняты на вооружение одновременно с крейсером.
Акт приемки утвержден Советом Министров 22 августа 1952 года. Всего с 1950
по 1955 год было изготовлено 88 башен МК-5-бис, то есть на 22 крейсера проекта
68-бис. Производство башен было прекращено постановлением Совмина Союза от 29
октября 1955 года. С августа 1952 года по ноябрь 1955 года в состав ВМФ было введено
14 крейсеров проекта 68-бис, то есть на службу поступило 56 установок.
Ствол орудия Б-38 лейнированный (т.е. имеет лейнер: трубу-вкладыш, который при
износе можно заменять без демонтажа всего орудия). Затвор пушки поршневой, двухтактного
действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх.
Приводы затвора - от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий
механизм БС-9 гальваноударного действия. В качестве противооткатных устройств
в нижней части люльки размещались два тормоза отката веретенного типа и один гидропневматический
накатник. Наиболее важные особенности башен: заряжание орудий картузное;
досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору
производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя;
заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались
на лоток, где происходило снятие асбестового пенала; в камору заряд досылался
вручную. К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных
операций - например, при перегрузке снарядов со стеллажей на транспортер и с транспортера
в шахту элеватора. Однако большинство операций производилось все-таки с помощью
электроприводов: всего в I - III башнях использовалось по 23 электродвигателя
общей мощностью 111,8 кВт, а в IV башне - 20 электродвигателей мощностью 97,5
кВт. Система ПУС "Молния АЦ-68-бис" для управления артиллерийским
огнем ГК была разработана в НИИ-303 (главный конструктор С.Ф.Фармаковский) в 1947-
1949 годах и с 1949-го изготавливалась заводом №212. По решению МСП и ВМС от 28
мая 1949 года проект переработали в связи с установкой новых РЛС "Залп"
и "Заря", а в название ПУС добавили букву "А". Основа
системы ПУС "Молния АЦ-68-бис" - 2 центральных автомата стрельбы (ЦАС)
с универсальными преобразователями координат, 2 резервных автомата стрельбы (РАС)
и 4 башенных автомата стрельбы (БАС) в орудийных башнях, обеспечивавшие соответственно
3 схемы стрельбы (основную, резервную и башенную) в зависимости от характера цели,
различных условий видимости и состояния моря, а также стрельбу при боевых повреждениях.
Резервная схема управления огнем артиллерии ГК служила для выработки данных центральной
наводки при необходимости быстро открыть огонь, для разделения огня по трем или
четырем целям и при выходе из строя основной схемы. В систему ПУС информация
поступала от двух 8-м дальномеров ДМ-8-1 (пределы измерения дистанции 24 - 250
кбт (4392 - 45 750 м) и визира центральной наводки ВМЦ-5 в каждом из двух КДП2-8;
двух бортовых визиров ВЦУ в боевой рубке; визиров МБ-6 и 8-м дальномера ДМ-8-2
в каждой из четырех башен ГК; радиодальномеров "Штаг-Б" (на II и III
башнях), РЛС "Залп", "Заря» и "Риф". Данные поступали
в систему ПУС также от датчиков лага "Гаусс-50", носового и кормового
постов "Компонент", от гиропостов в носовом, кормовом, центральных постах,
а также от ультразвуковой аппаратуры подводного наблюдения. В системе ПУС впервые
применили артиллерийскую РЛС "Залп", с высокой точностью обеспечивавшую
измерение не только дальности и курсового угла цели, но и отклонений точек падения
снарядов от цели по всплескам. Командно-дальномерные посты КДП2-8 (СМ-18-1)
крейсеров проекта 68-бис были спроектированы в ЦКБ-34 и изготавливались Ижорским
заводом имени А.А.Жданова. В отличие от КДП2-8 (СМ-18) крейсеров проекта 68К у
них вместо РЛС "Редан-2" установили прибор приема данных от РЛС "Заря".
Носовой КДП являлся главным командным постом управления огнем, а кормовой - резервным.
Оборудование обоих постов одинаковое, каждый обслуживался расчетом из 8 человек.
Вес носового КДП составлял 27356 кг, а кормового - 28036 кг. В конце 50-х
годов после небольшой доработки система ПУС была подключена и системе управления
зенитным огнем (МПУАЗО), что позволило вести стрельбу главным калибром крейсера
по воздушным целям, сопровождаемым артиллерийской РЛС “Якорь
М2”. Таким образом, МК-5-бис стала первой в отечественное флоте универсальной
установкой среднего калибра. В боекомплект пушки Б-38 входили снаряды: полубронебойный
ПБ-35, осколочно-фугасный ОФ-35, зенитный ЗС-35 и осветительный парашютный СП-35.
Масса всех снарядов была одинакова - 55 кг, за исключением СП-35 (48,5 кг). Снаряды
ЗС-35 и СП-35 снабжались дистанционными взрывателями. Снарядов со специальной
боевой частью крейсера проекта 68-бис не имели. Вес боевого заряда составлял 24
кг (начальная скорость 950 м/с, дальность 30 215 м), пониженно-боевого - 16,5
кг (800 м/с и 23 722 м). Максимальное давление в канале 3200 кг/см2. По проекту
в боекомплект крейсеров проекта 68 должны были входить по 12 выстрелов на ствол
с осколочно-химическими снарядами. На крейсере “Адмирал Сенявин”, при
стрельбе 13 июня 1978 года после 8 залпов (на 9-м) первое орудие башни номер I
не выстрелило, и механизм взаимной замкнутости полностью заблокировал орудие.
По неясным до сих пор причинам расчет перешел с автоматического управления заряжанием
на ручное, выключил две блокировки открывания затвора. Далее затвор был открыт,
и снаряд, приготовленный к 10-му выстрелу, был дослан в камору, где он раздавил
заряд 9-го выстрела, в результате чего последний воспламенился. Струя раскаленных
газов попала внутрь башни и подожгла 5 зарядов, находившихся там. В результате
пожара и затопления по приказу командира крейсера погребов башни тогда погибло
37 человек. В настоящее время сохранились всего 4 башни такого типа, установленные
на артиллерийском крейсере-музее "Михаил Кутузов", который находится
на вечной стоянке в Новороссийске.
МК-5 (МК-5-бис) : основные характеристики |
Длина ствола полная, мм/клб | 8935/58,6
| Длина нарезной части, мм | 6980
| Угол вертикального наведения | -5°,
+45° | Угол горизонтального наведения: |
| I, III и IV башен |
+148° | II башни | +140°
| Скорость вертикального наведения, град/с |
13° | Скорость горизонтального наведения,
град/с | 7° | Толщина брони,
мм: | | лоб | 175 |
борт | 65 | корма |
60 | крыша | 75 |
Масса, т: | | качающейся
части одного орудия | 16,65 | вращающейся
части башни | 216 (223) |
всей башни | 242,8 (253,4) |
Скорострельность, выстр./мин... | 4,8-7,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 950 |
Дальность стрельбы, км | 30,2 |
Боекомплект, выстр.: | |
I-III башен | 180 | IV
башни | 170 | Расчет, человек |
59-63 | |