Проектирование 45-мм счетверенной палубной установки
СМ-20 было начато в МАЦКБ еще в 1946-1947 годах.
После испытаний опытного образца автомата СМ-7
технический проект СМ-20 был переработан и представлен
24 октября 1949 года. Согласно этому проекту установка
СМ-20 предназначалась для вооружения линкоров
пр.24, тяжелых крейсеров пр.82 (типа "Сталинград")
и атомного ледокола пр.90 ("Ленин").
В артустановке были установлены четыре автомата
СМ-7. Питание автоматов - ленточное, длина ленты
130 выстрелов на ствол. По проекту вес установки
без боезапаса был 14 800 кг.
11 апреля 1950 года технический проект СМ-20
был утвержден для разработки рабочих чертежей
и изготовления опытного образца. Но было решено
отказаться от автомата СМ-7 в пользу более совершенного
автомата ЗИФ-21. Доработка СМ-20 с четырьмя автоматами
ЗИФ-21 затянулась. Работы по СМ-20 от ЦКБ-34 были
переданы ЦКБ-7, которое и изменило индекс СМ-20
на СМ-20-ЗИФ (СМ - индекс ЦКБ-34, а ЗИФ - завод
им. Фрунзе, он же завод № 7, он же "Арсенал").
В СМ-20-ЗИФ четыре автомата были установлены
в одной люльке. Люлька сварная, имела один сектор
вертикального наведения. Существенным недостатком
установки была несинхронная работа автоматов -
когда два верхних автомата идут в откат, два нижних
идут в накат. Это вызывало излишнее рассеивание
снарядов. Питание автоматов было обойменное, в
обойме находилось 4 снаряда. Охлаждение стволов
при стрельбе воздушное. Между стрельбами стволы
охлаждались забортной водой из шланга со специальными
наконечниками через затворы орудий. Кстати, такое
охлаждение применялось во всех 45-мм и 57-мм палубных
установках 50-х годов. Электродвигатели работали
на переменном трехфазном токе 220 В, 50 Гц, поскольку
были рассчитаны на бортовую сеть эсминцев пр.41
и пр.56.
Официально установка СМ-20-ЗИФ была принята на
вооружение приказом МО СССР № 0086 от 9.10.1957
г., после проведения корабельных испытаний на
эсминце "Спокойный" пр.56. Несколько
модернизированный вариант установки получил индекс
СМ-20-ЗИФ1.
Производство СМ-20-ЗИФ велось на заводе № 7.
В 1953 году заводом было сделано 4 шт., в 1954
году - 60 шт., в 1955 году - 27 шт., в 1957 году
- 30 шт. и т.д. Артустановки СМ-20-ЗИФ были установлены
на одном эсминце пр.41, на 26-ти эсминцах пр.56,
одном эсминце пр. 56К ("Бравый") и на
одном эсминце пр.56-ЭМ ("Бедовый").
Таким образом на кораблях было установлено всего
116 установок СМ-20-ЗИФ.
СМ-20-ЗИФ: основные характеристики |
Калибр, мм |
45
|
Длина ствола, клб |
78
|
Угол ВН, град |
-13/+85
|
Угол ГН, град |
+ 200
|
Максимальная скорость наведения,
град/с: |
|
вертикальная |
25
|
горизонтальная |
30
|
Радиус обметания по стволам,
мм |
4020
|
Масса, кг: |
15600
|
Скорострельность, выстр./мин |
650
|
Масса снаряда, кг |
4,52
|
Начальная скорость снаряда,
м/с |
1080
|
Дальность стрельбы, м |
9140
|
|