ЦКБ-7
начало работы над 45-мм одноорудийной установкой в декабре 1949 года и провело
коренную конструктивную переработку автомата. Проект измененных ТТЗ был разработан
в ЦКБ-7 в июне 1950 года и утвержден замминистра 22.11.1950 г. Рабочие чертежи
для изготовления опытного образца 45-мм автомата ЗИФ-21 были утверждены в октябре
1950 г., а опытный образец ЗИФ-21 был изготовлен в конце 1950 года. Отладочные
стрельбы ЗИФ-21 были проведены на полигонном стенде в январе-июле 1951 года в
объеме 683 выстрелов, а заводские испытания - в августе-ноябре 1951 года в объеме
1367 выстрелов. Автомат заводские испытания выдержал и после проведения конструктивных
доработок, согласно акту по результатам заводских испытаний, в декабре 1951 года
был представлен ЦКБ-7 для проведения сравнительных испытаний трех 45-мм автоматов:
ЗИФ-21, МИК-1 и 145-ПШ. Сравнительные испытания этих автоматов были закончены
в июле 1952 года, по их результатам лучшим был признан ЗИФ-21. Опытный образец
ЗИФ-21, из которого было сделано 6265 выстрелов, был передан на службу в в/ч №
31331. Измененные ТТЗ на артустановку ЗИФ-21 были утверждены замминистра
вооружений и ВМФ в сентябре 1951 года. Согласно протоколу ЦКБ-7 от 16-17 июля
1951 года, утвержденному замминистра вооружений 07.09.1951 г., требовалось опытный
образец автомата ЗИФ-21, прошедший сравнительные испытания, переработать с целью
применения его в четырехорудийной установке СМ-20-ЗИФ. Разработка рабочих
чертежей нового автомата ЗИФ-21 была закончена в феврале 1952 года. Артустановка
ЗИФ-21, изготовленная в апреле 1952 года, с июня по ноябрь 1952 года прошла отладочные
испытания в объеме 1270 выстрелов. С декабря 1952 года по июль 1953 года проводились
заводские испытания установки ЗИФ-21 в объеме 4188 выстрелов. В августе-октябре
1953 года были проведены государственные полигонные испытания опытного образца
установки ЗИФ-21 в объеме 5386 выстрелов. Таким образом к концу государственных
испытаний установка ЗИФ-21 провела 11594 выстрела. После государственных испытаний
ЗИФ-21 была допущена к корабельным испытаниям, а сам опытный образец в августе
1954 года был передан на службу на полигон ВМФ. Одновременно с отработкой
опытного образца установки ЗИФ-21 ЦКБ-7 создавало головной образец установки для
кораблей пр.201 - СМ-21-ЗИФ (заводской индекс ЗИФ-201). СМ-21-ЗИФ был изготовлен
на базе опытного образца ЗИФ-21 с небольшими изменениями: исключены приборы №
23 и 44, и т.д. Чертежи для производства установки СМ-21-ЗИФ были утверждены в
декабре 1952 года. В декабре 1952 года завод № 7 изготовил головные образцы установок
№ 1001 и 1002. Оба образца прошли малые контрольные испытания и в январе 1953
года были отправлены на корабли для монтажа. Государственные корабельные
испытания СМ-21-ЗИФ были проведены в Балтийском море в июне-июле 1954 года. Приемный
акт по государственным корабельным испытаниям на большом охотнике пр.201 был утвержден
20.09.1954 года. После корабельных испытаний установка и прицел подверглись
конструктивной доработке и им были присвоены индексы СМ-21-ЗИФ1 и АМЗ-45-1АМ.
В результате всех проведенных доработок вес установки увеличился с 3500 кг до
3600 кг. Изготовление установок СМ-21-ЗИФ велось на заводе № 7 с 1951 года.
В 1952 году завод изготовил 2 установки, в 1956 году - 8, в 1957 году - 7. Артустановки
СМ-21-ЗИФ1 устанавливались на кораблях пр.201, 265, рейдовых тральщиках и т.д. СМ-21-ЗИФ: основные характеристики |
Калибр, мм | 45 |
Длина ствола, клб | 78 |
Угол ВН, град | -10/+85 |
Угол ГН, град | 360 |
Максимальная скорость наведения, град/с: |
| вертикальная |
25 | горизонтальная |
40 | Радиус обметания по
стволам, мм | 4020 |
Масса, кг: | 3600 |
Скорострельность, выстр./мин | 160 |
Масса снаряда, кг | 4,52 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1080 |
Дальность стрельбы, м | 9140 |
|