14 марта 1946 года было утверждено ТТЗ на 57-мм
двухорудийную автоматическую установку для вооружения
подводных лодок. В 1947 году в ЦКБ-34 разработали
технический проект и рабочие чертежи такой установки,
получившей в том же году индекс СМ-24.
В 1948-1950 годах завод № 4 изготовил опытный
и два головных образца СМ-24. В октябре 1949 года
после заводских испытаний опытного образца приказом
министерства вооружений доработка опытного образца
СМ-24 была возложена на завод № 7. Опытный образец
№ 1, после проведения отладочных испытаний на
заводе № 4, в декабре 1949 года был доставлен
на завод № 7, в том же месяце была получена и
рабочая документация из ЦКБ-34.
В ходе испытаний СМ-24 был выявлен ряд недостатков,
как то: низкая надежность автомата; расположение
наводчиков и прицела исключает слежение за целью
при максимальных углах ВН; отступления от ТТЗ
по весу установки, скоростям вертикальной и горизонтальной
наводке при ручной наводке и углу слежения; отсутствие
механизма выключения автомата в опасных зонах.
В январе 1950 года завод № 7 приступил к переработке
установки и разработке новых рабочих чертежей.
По новым чертежам в декабре 1950 года заводом
№ 7 был изготовлен опытный образец установки (заводской
номер 101) и в том же месяце № 101 прошел отладочные
испытания в объеме 215 выстрелов. В январе-апреле
1951 года были проведены заводские испытания,
а в июле 1951 года на полигоне были проведены
контрольные испытания. В августе-сентябре 1951
года состоялись государственные полигонные испытания,
где комиссия указала на плохое антикоррозийное
покрытие.
В феврале 1951 года завод № 7 изготовил новый
опытный образец установки № 102. В ноябре 1951
года - марте 1952 года установка № 102 была доработана
заводом № 7 при участии НИИ-13 (антикоррозийное
покрытие) и в марте - апреле 1952 года на полигоне
были проведены ее контрольные испытания. В апреле
1952 года установка № 102 была отправлена в Севастополь
для проведения государственных корабельных испытаний.
Государственные корабельные испытания на Черном
море были проведены в два этапа: в сентябре -
октябре 1952 года и в апреле - июне 1953 года
в объеме 2057 выстрелов. В процессе корабельных
испытаний подводная лодка С-61 пр.613 совершила
25 выходов в море, 77 погружений на глубину 170
- 178 метров. Темп стрельбы на корабельных испытаниях
составил: правый автомат - 100,2 - 113,9 выстр/мин.;
левый автомат - 100,8 - 115,4 выстр/мин. Практическая
скорострельность одного ствола при непрерывном
наведении, без учета времени охлаждения составила
80 выстр/мин. Выписка из приемного акта корабельных
испытаний на С-61: "Артустановка надежна
в работе и может быть эффективно использована
через 1 мин. 40 сек. после всплытия подводной
лодки при состоянии моря до 3-х баллов в крейсерском
положении и до 2-х баллов в позиционном положении.
Уплотнения УРС и гидросистемы ненадежны. Производительность
существующего на п/л подъемника боеприпасов равна
половине скорострельности СМ-24-ЗИФ, поэтому необходим
второй подъемник".
По результатам корабельных испытаний СМ-24-ЗИФ
была рекомендована к принятию на вооружение. Одна
из установок серийного выпуска (№ 148) была подвергнута
испытаниям на живучесть в объеме 13 000 выстрелов
и выдержала его. Другая установка выпуска 1953
года (№ 164) была доработана и после полигонных
испытаний, в апреле 1954 года была направлена
в Николаев для прохождения государственных контрольных
испытаний, которые были проведены в июне - июле
1954 года на подводной лодке С-89.
Установка СМ-24-ЗИФ принята на вооружение приказом
главкома ВМФ № 0033 от 20.01.1955 г. Артустановка
СМ-24-ЗИФ имела ствол моноблок. Крутизна нарезов
постоянная, первоначально была 35 клб, а затем
30 клб. Автоматика работала за счет энергии отката
при коротком ходе ствола. Досылатель пружинный,
длина досылки 715 мм. Заряжание обойменное, в
обойме 3 патрона. Тормоз отката гидравлический
веретенного типа. Накатник - пружинный. Оба автомата
размещены в общей люльке. Универсальный регулятор
скорости реверсивный раздельного исполнения №
2,5 для ВН и № 5 для ГН.
Приводы вертикального и горизолнтального наведения
имели общий электродвигатель типа МПМ-22, который
вместе с пусковым реостатом размещался внутри
прочного корпуса лодки. Вывод приводного вала
электродвигателя к гидроприводам на установку
осуществлялся через специальное сальниковое устройство.
Изготовление артустановки СМ-24-ЗИФ велось с
1951 года по чертежам опытного образца на заводах
№ 7 и № 232, прицелы изготавливал завод № 357.
Первоначально выпущенные установки с № 103 по
№ 128 имели индекс СМ-24-ЗИФ, последующие установки
с № 129 по № 168 и с № 01П по № 55П имели индекс
СМ-24-ЗИФ1. Среди конструктивных отличий СМ-24-ЗИФ1
от СМ-24-ЗИФ следует отметить отсутствие угла
снижения вертикальной наводки (уменьшен с -6 до
0).
В конце 50-х ХХ века годов установки СМ-24-ЗИФ
были сняты с подводных лодок и отправлены на склады,
где они хранились по крайней мере до 1991 года..
СМ-24-ЗИФ: основные характеристики |
Калибр, мм |
57
|
Длина ствола, клб |
78,7
|
Угол ВН, град |
-6/+85
|
Угол ГН, град |
+ 147
|
Максимальная скорость наведения,
град/с: |
|
вертикальная |
20
|
горизонтальная |
30
|
Масса, кг: |
7300
|
Скорострельность, выстр./мин |
100
|
Масса снаряда, кг |
6,35
|
Начальная скорость снаряда,
м/с |
1020
|
Дальность стрельбы, м |
8420
|
|