С 15
октября 1953 года по 5 марта 1954 года ЦКБ-7 в инициативном порядке разработало
проект 57-мм автомата ЗИФ-74. Этот автомат представлял собой глубокую модернизацию
автомата СМ-15 с сохранением баллистики и боекомплекта. Был увеличен темп стрельбы
и надежность работы автоматики. В декабре 1954 года на заводе № 7 был изготовлен
экспериментальный автомат ЗИФ-74 на полигонном станке, на котором он с 28.12.1954
г. по 29.09.1955 г. прошел отладочные заводские испытания в объеме 3555 выстрелов.
Автоматами ЗИФ-74 были оснащены 57-мм палубные установки - одноорудийная
ЗИФ-71 и счетверенная ЗИФ-75. Проектирование этой установки было начато
на основании Постановления Совета Министров СССР № 483-294 от 12.03.1955 г. ТТЗ
на установку ЗИФ-71 было утверждено 9 апреля 1955 года. С апреля по ноябрь 1955
года ЦКБ-7 по выданному ТТЗ разрабатывало эскизно-технический проект установки
ЗИФ-71. 01.03.1056 г. этот проект был одобрен АУ ВМФ. В течение 1956 года ЦКБ-7
вело разработку рабочего проекта ЗИФ-71 и в сентябре 1956 года выпустило рабочие
чертежи и техническую документацию. Опытный образец ЗИФ-71 изготавливался
на заводе № 7 с сентября 1956 года по февраль 1957 года. Отладочные заводские
испытания были проведены с 20 мая по 14 июня 1957 года в объеме около 1000 выстрелов.
Полигонные испытания ЗИФ-71 проходили с 17.07.1957 г. по 19.08.1957 г. в объеме
4885 выстрелов. После доработки опытного образца ЗИФ-71 для устранения
недостатков, выявленных в ходе полигонных испытаний, образец в декабре 1957 года
был передан на службу полигону № 55. Государственные корабельные испытания ЗИФ-71
с ПУС "Фут-Б" были проведены с 23 мая по 24 июня 1960 года на Черном
море на головном эсминце пр.31 "Бесшумный", при этом корабельные испытания
совмещались с испытаниями эсминца. 57-мм артиллерия испытывалась стрельбой
по морской (малый корабельный щит) и воздушной (буксируемый конус) целям. Объем
испытаний составил 1500 выстрелов. При этом был отмечен всего один отказ при стрельбе
из 57-мм автомата из-за перекоса снаряда. Отмечено отсутствие при стрельбе выдачи
на прицел "Линза" текущей дистанции до цели, чем снижалась эффективность стрельбы
в целом. Как конструктивный недостаток, было указано, что если подъемники боезапаса
кормовой группы 57-мм автоматов расположены вблизи самих установок и удобны в
боевом обслуживании, то для носовой группы предусматривался всего один общий подъемник,
к тому же расположенный на удалении от автоматов. По результатам корабельных
испытаний артустановка ЗИФ-71 была рекомендована к принятию на вооружение. Установка
ЗИФ-71 серийно изготавливалась на заводе № 7 с 1957 года. По состоянию на ноябрь
1960 года было изготовлено 50 установок для эсминцев пр.31 и тральщиков пр.265А. ЗИФ-71: основные характеристики |
Калибр, мм | 57 |
Длина ствола, клб | 81 |
Угол ВН, град | -10/+85 |
Угол ГН, град | +
240 | Максимальная скорость наведения, град/с: |
| вертикальная |
40 | горизонтальная |
50 | Масса, кг: |
4430 | Скорострельность,
выстр./мин | 50 | Масса
снаряда, кг | 6,35 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1020 |
Дальность стрельбы, м | 8420 |
|