В мае 1970 г. после завершения разбора маневров "Океан" Главком ВМФ принял
Главного конструктора Н. И. Камова и заместителя командующего авиацией ВМФ генерал-лейтенанта
Наумова и заслушал предложения по новому вертолету. Постановление о разработке
противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для кораблей проекта 1143
и других, было принято Советом Министров СССР в апреле 1972 г. Заседание Государственной
комиссии по вертолету состоялось в июле следующего года. Ка-27 является
дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25 и выполнен по традиционной
для ОКБ Н.И. Камова двухвинтовой соосной схеме. Первый полет опытного образца
вертолета, имевшего обозначение Ка-252, был совершен 24 декабря 1973 года. После
завершения испытаний 14 апреля 1981 г. вертолет, получивший обозначение Ка-27,
был принят на вооружение. Серийное производство осуществлялось на вертолетном
заводе в г. Кумертау. В целом вертолет Ка-27 более чем 3-5 раз превосходил своего
предшественника Ка-25: летно-тактические характеристики вертолета, в частности
дальность и продолжительность полета, увеличились на 30-40%, а более мощные и
надежные двигатели обеспечивали удельную тяговооруженность в 1,7 раза выше по
сравнению с Ка-25. Основным назначением базирующегося на боевых кораблях
противолодочного вертолета Ка-27 является поиск, обнаружение и поражение подводных
лодок. Вертолет может также использоваться при проведении поисково-спасательных
операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов. Положенная в основу
конструкции вертолета соосная схема без рулевого винта обеспечивает достижение
повышенной маневренности, повышает безопасность полетов при их выполнении с кораблей
и придает вертолету компактность, что особенно важно при базировании его на кораблях
класса "эсминец". Относительно высокий фюзеляж; вертолета имеет длину всего 11,3
м. В передней его части находится кабина экипажа, в которой кресла штурмана
и летчика располагаются рядом. Под кабиной экипажа смонтирована бортовая РЛС с
антенной, закрытой радиопрозрачным обтекателем. Среднюю часть фюзеляжа занимает
грузовая кабина, под полом которой находится просторный отсек для размещения противолодочного
вооружения. В задней части фюзеляжа имеется отсек для опускаемой гидроакустической
станции. Фюзеляж заканчивается короткой хвостовой балкой с хвостовым оперением
в виде неуправляемого стабилизатора и двух рулей направления. Состоящая
из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117 силовая установка размещена под средней
частью фюзеляжа. Мощность каждого из двигателей достаточна для продолжения полета
на одном двигателе. Для автономного запуска двигателей силовая установка вертолета
включает в себя и турбокомпрессор АИ-9. Емкость топливной системы составляет 4760
л, для ее заправки требуется 16 минут. Соосные несущие винты вертолета имеют по
три складывающиеся лопасти, лонжероны которых выполнены из углепластиков.
Высокая энерговооруженность в сочетании с эффективной несущей системой обеспечивает
применение вертолета в широком диапазоне повышенных температур воздуха и высокой
влажности. Вертолет способен выполнять полеты с ограниченных площадок при скоростях
воздушного потока до 20 м/с, боковой и килевой качке до 8 и 2° соответственно.
Вертолет имеет неубирающееся четырехстоечное шасси. На случай аварийной
посадки на воду по бортам фюзеляжа под специальными створками находятся надувные
баллонеты, заполняющиеся воздухом за 4-6 секунд и обеспечивающие вертолету необходимую
плавучесть. Установленное на вертолете пилотажное и навигационное оборудование
обеспечивает высокоточное решение навигационных задач днем и ночью, в простых
и сложных метеорологических условиях над лишенной ориентиров местностью. Оно делает
возможным автоматический вывод вертолета в точку применения сбрасываемых средств
поиска и поражения подводных лодок. Высокоточный автопилот позволяет вертолету
длительное время висеть в автоматическом режиме со стабилизацией заданной высоты,
что необходимо при работе с опускаемой гидроакустической станцией. Для
борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковой системой "Осьминог-Э",
обеспечивающей обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров
движения и выработку рекомендаций на применение оружия. Система "Осьминог-Э" состоит
из следующих подсистем: гидроакустической (радиоакустические буи, опускаемая гидроакустическая
станция ВГС-3), индикации навигационно-тактической обстановки, информационно-вычислительной
машиной. Система позволяет в течение одного часа обследовать водную поверхность
площадью до 2000 кв. км. Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения
размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром
от 50 до 250 кг. На вертолете могут быть установлены также управляемые противолодочные
ракеты АПР-2Э. Модификации вертолета: Ка-27ПЛ : корабельный противолодочный
вертолет. Ка-27М : модернизированный корабельный противолодочный вертолет. Ка-27ПС
: вертолет для поисково-спасательных операций. Кроме электролебедки и подъемного
сиденья, которыми оснащены вертолеты Ка-27, на нем имеется дополнительное поисковое
и спасательное оборудование и средства для оказания медицинской помощи. Ка-28
: экспортный вариант. Ка-29 : транспортно-боевой вертолет для морской пехоты.
Ка-31 : вертолетный комплекс радиолокационного дозора с вращающейся антенной поисковой
РЛС, установленной под фюзеляжем. Комплекс способен обнаруживать и сопровождать
до 20 целей на удалении 100-150 км. Ка-32 : многоцелевой вертолет, послуживший
основой для создания целого ряда специализированных модификаций.
Ка-27 ::
Основные характеристики | Экипаж,
человек | 3 |
Масса нормальная взлетная, кг |
11000 | Скорость
максимальная, км/ч | 270 |
Скорость крейсерская, км/ч |
230 | Потолок
динамический, м | 2950 |
Практическая дальность, км |
800 | Диаметр
несущего винта вертолета, м | 15,90 |
Длина вертолета, м |
11,30 | Высота
в сложенном виде, м | 5,40 |
|