В середине
шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном
противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины.
Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова противолодочный вертолёт Ка-25 имел
ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли
разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому руководство
ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более грузоподъёмного "сухопутного"
вертолета Ми-8. В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной
технике П.В.Дементьев утверждил задание на разработку проекта В-8Г (гидро). Поисково-ударный
комплекс должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём
поисковый должен был легко переоборудываться в ударный и наоборот. Предварительное
проектирование началось в 1962 году, сразу после постройки двухдвигательного В-8А.
Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком
ТТД, оптимизацию комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько
лет. 30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке базового
противолодочного вертолёта-анфибии В-14 в поисковом и ударном вариантах. В
качестве силовой установки было решено применить новые двигатели, имевшие большую
мощность. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт
вместо комплекса из двух. В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены
2 аванпроекта В-14: в ударном и поисковом вариантах и в едином поисково-ударном
варианте. Предпочтение было отдано последнему, и он разрабатывался как противолодочный
вертолет берегового базирования. Его эскизный проект был утверждён в октябре и
конструкторы преступили к рабочему проектированию. В ходе проработок была
усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14.
Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся. В
декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа
серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление
прототипа. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14
в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили
в Подмосковье и Феодосии. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора,
испытания затянулись до декабря 1974 года. Серийное производство организовано
в конце 1973 года на заводе №387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ
СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением Ми-14ПЛ
(соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14
группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР. Ми-14 построен
по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным
рулевым винтами (на вертолётах позднего выпуска применены тянущие винты противоположного
вращения как на Ми-8МТ). Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Лодка выполнена
из трёхслойных панелей с сотовым заполнителем. По бокам лодки установлены поплавки
в форме крыльев, обеспечивабщие поперечную устойчивость при волнении до 4 баллов.
Для улучшения путевой устойчивости вертолёта на поплавках установлены вертикальные
кили. Шасси четырёхопорное, убирающееся. Для защиты рулевого винта под хвостовой
балкой установлена дополнительная опора с поплавком. Силовая установка
состоит из 2 ТВД ТВ3-117М с редуктором ВР-14. Для запуска двигателей за главным
редуктором установлена ВСУ АИ-9В. В грузовой кабине оборудовано рабочее месте
штурмана-оператора и размещены блоки поисково-прицельной системы 7071 "Кальмар"
(на Ми-14ПЛМ - "Осьминог"), включающей прицельно-вычислительное устройство "Ландыш",
аппаратуру передачи данных "Снегирь", ОГАС "Ока-2", РЛС "Инициатива-2М". В передней
части кабины установлен теплопеленгатор "Сура". В задней части фюзеляжа находились
кассеты с 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями "Поплавок" или "Координата",
ориентационные бомбы. Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр
АПМ-60 "Орша". Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав
оборудования включена система автоматического управления САУ-14. Под хвостовой
балкой установлен доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-15.
Вооружение состояло либо из 1 торпеды АТ-1 (АТ-2, Т-67 "Стриж", позже УМГТ-1
"Орлан", "Колибри"), либо 12 50-кг противолодочных бомб, либо 8 250-кг бомб, находящихся
в герметичном бомбоотсеке. В 1973-1986 годах было изготовлено 273 вертолёта
Ми-14 различных модификаций. С 1977 года он поставлялся на экспорт в Болгарию,
Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР
часть вертолётов досталась Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава
флота России и выведены в резерв. Модификации вертолета: Ми-14ПЛ -
основная противолодочная модификация; Ми-14ПЛМ - модифицированная версия МИ-14ПЛ
Ми-14БТ - минный тральщик и поставщик мин Ми-14ПС - поисково-спасательный
вариант Mi-14PW - Ми-14ПЛ в польской эксплуатации.
Ми-14 : основные
характеристики | Экипаж, человек |
4 | Масса нормальная
взлетная, кг | 13400 |
Скорость максимальная, км/ч |
250 | Скорость
крейсерская, км/ч | 210 |
Потолок динамический, м |
4000 | Дальность
перегоночная, км | 800 |
Тактический радиус действия, км |
200 | Диаметр
несущего винта вертолета, м | 21,288 |
Длина вертолёта с вращающимися винтами, м |
25,24 | Высота
с вращающимся рулевым винтом, м |
6,93 | |