Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим
развитием БРДМ. Она была разработана конструкторским бюро "Горьковского автомобильного
завода", во главе с В.А. Дедковым и серийно производилась в период 1965-89
гг. Машина была принята на вооружение в 1966 году. БРДМ-2 имеет схему общей
компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением
силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки
БРДМ позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить
водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса
обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные
передачи к ним находятся под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую
форму. Машина имеет закрытый герметичный корпус, на котором крепятся все агрегаты
и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм. В
качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм
КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Пулеметная
установка имеет перископический прицел ПП-61А и ручной привод наведения. Горизонтальный
угол обстрела 180°, вертикальный угол обстрела - от -5° до +30°. На машине
установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с.
Трансмиссия механическая. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные
пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту.
Они опускаются и поднимаотся при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью
гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими
с механическим приводом от трансмиссии. На воде машина перемещается при
помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт засасывает
воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие
в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывается
специальной бронированной заслонкой. Задний ход обеспечивался изменением направления
вращения винта. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном
патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления
колесами. Безопасность движения на воде обеспечивается волноотражательным щитом
(при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора)
и высокопроизводительной водооткачивающей системой. Водомет и привод на ведущие
колеса могут работать при необходимости одновременно. Ходовая часть принципиально
не отличалается от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались
телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса
смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. На базе БРДМ-2
были созданы следующие модификации: 9П122 - боевая машина ПТРК 9К14М "Малютка-М";
9П124 - боевая машина ПТРК 2К8 "Фаланга"; 9П133 - боевая машина
ПТРК 9К14П "Малютка-П"; 9П137 - боевая машина ПТРК 9К8 "Фаланга-П";
9П148 - боевая машина ПТРК 9К111 "Фагот"/9К113 "Конкурс";
БРДМ-2РХ - машина радиационно-химической разведки; БРДМ-2У - машина управления;
9К31 "Стрела-1" - боевая машина самоходного зенитно-ракетного комплекса БРДМ-2: основные характеристики |
Масса, т | 7 |
Колёсная формула |
4х4 | Длина,
мм | 5,75 |
Ширина, мм | 2,35 |
Высота, мм | 2,31 |
Дорожный просвет, мм |
0,43 | Мощность
двигателя, л.с. | 140 |
Максимальная скорость, км/ч, на суше/на плаву
| 95/10 |
Запас хода, км | 750 |
Экипаж, чел. | 4 |
Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ, 7,62-мм пулемет
ПКТ | Боекомплект: 500 14,5-мм патронов,
2000 7,62-мм патронов | |