Тактико-техническим заданием, разработанным ГВТУ
согласно программы создания средств переправки
через водные преграды и десантирования в конце
40-х годов, предусматривалось создание двух боевых
машин - плавающего легкого танка и бронетранспортера
на его базе с максимально возможной степенью унификации.
Проектирование бронетранспортера "объект
750" велось ВНИИ-100 в Ленинграде параллельно
с танком ПТ-76 (объект 740).
Первый опытный образец бронетранспортера был
изготовлен в апреле 1950 года, а в июле состоялись
его заводские испытания, в том числе и пробегом
на 1500 км. В августе 1950 г. бронетранспортеры
были представлены на государственные испытания,
на которых они не выдержали испытания на гарантийный
километраж. В 1951 г. были изготовлены две машины
с учетом недостатков, которые в этом же году успешно
прошли госиспытания. В 1952 г. были изготовлены
еще три машины для проведения войсковых испытаний,
которые они с успехом выдержали, за исключением
штатной установки пулемета ДШК. В 1954 года бронетранспортер
объект 750 был принят на вооружение под обозначением
БТР-50П.
Изготовителем бронетранспортера стал Сталинградский
тракторный завод. На серийных машинах штатное
вооружение состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ.
На базе БТР-50 были созданы зенитных самоходных
установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4, которые представляли
собой тот же БТР-50, у которого в десантном отделении
устанавливалась тумба, на которую закреплялась
зенитная пулеметная установка с двумя пулеметами
КПВТ у ЗПТУ-2 и четырьмя у ЗПТУ-4. Однако эти
машины остались только в опытных вариантах.
С 1958 года началось серийное производство самой
массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК).
Основным отличием нового бронетранспортера от
базовой версии стала крыша над десантным отделением
с тремя люками дли посадки и высадки десанта.
БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза,
но тяжелую технику или вооружение уже перевозить
на себе не мог.
Основными частями бронетранспортера являются:
броневой корпус, моторная установка, трансмиссия,
ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование
и средства связи.
Броневой корпус бронетранспортера БТР-50ПК имеет
три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное.
Отделение управления расположено в носовой части
корпуса. В нем кроме механика-водителя располагаются
командир бронетранспортера и командир десанта.
В средней части верхнего лобового листа находится
люк механика-водителя. Десантное отделение занимает
среднюю часть корпуса машины. Над ним есть два
люка для выхода десанта. Там же размещен по-походному
пулемет ПКБ. По-боевому пулемет вместе с турельной
установкой крепится или на крыше десантного отделения,
или на откидывающемся листе задней стенки. Боекомплект
пулемета состоит из 1250 патронов. Моторно-трансмиссионное
отделение (в том числе двигатель и трансмиссия),
ходовая часть (в том числе водоходный движитель)
такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.
Серийное производство БТР-50ПК завершилось в
конце 1960-х годов. Кроме Советского Союза бронетранспортеры
БТР-50 поставлялись в 27 стран.
БТР-50П: основные характеристики |
Масса, т |
14,2
|
Длина, мм |
7070
|
Ширина, мм |
3140
|
Высота, мм |
2030
|
Дорожный просвет,
мм |
370
|
Мощность двигателя,
л.с. |
240
|
Максимальная скорость,
км/ч, на суше/на плаву
|
44/10
|
Запас хода, км |
260
|
Экипаж, чел. |
2
|
Десант, чел. |
20
|
Вооружение: 7,62-мм
пулемет ПКБ |
Боекомплект: 1250
патронов |
|