Первый в мире серийный массовый четырехосный
колесный полноприводной плавающий бронетранспортер,
положивший начало целому семейству отечественных
бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа
с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии
приказом МО № 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное
производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по
1967 год.
БТР был разработан на оригинальной базе с передним
расположением отделения управления и кормовым
размещением силовой установки. В средней части
корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее
16 человек, в котором стрелки находились лицом
к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала
необходимый постоянный дифферент машины на корму
для улучшения ее водоходных качеств.
Между полом десантного отделения и днищем машины
устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый
сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую
форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых
листов толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера
составляла 9,8 т.
На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса
устанавливался пулемет СГМБ, боекомплект которого
составлял 1250 патронов.
Для обеспечения заданных требований по подвижности
в БТР-60 использовались два карбюраторных двигателя
ГАЗ-40П мощностью по 90 л. с, представлявшие собой
форсированный вариант двигателя грузового автомобиля
ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно
каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной
общей раме, но сблокированы были не сами двигатели,
а только их приводы управления. Коробки передач
четырехскоростные, с синхронизаторами.
От правого двигателя приводились в действие колеса
первого и третьего мостов, от левого двигателя
- колеса второго и четвертого мостов. Колеса первой
и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались
8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов.
На крайних узлах подвески устанавливались по два
гидроамортизатора.
Шины большого профиля имели центральную систему
регулирования давления воздуха. Широкая колея
позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно
расположенных оси давали возможность преодолевать
рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался
водометный движитель реактивного типа. В передней
части корпуса была установлена лебедка с длиной
троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500
кгс.
БТР-60П (ГАЗ-49) - являлся базовым вариантом
бронетранспортера. Имел открытый сверху сварной
несущий корпус, снабженный съемным брезентовым
верхом. Для ведений огня из личного оружия десанта
в бортах имелисься 6 амбразур. Вооружение составляло
1 пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне
на лобовом или бортовых листах корпуса. Движение
на плаву осуществлялось с помощью водометного
движителя реактивного типа.
БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) - наиболее удачная и самая
массовая модификация данного бронетранспортера.
Основным отличием этого бронетранспортера была
вращающаяся коническая башенка со спаренной установкой
14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ на
полностью закрытом корпусе. Пулеметная установка
имела перископический прицел и ручной привод наведения.
Горизонтальный угол обстрела составлял 360° ,
вертикальный угол обстрела - от -5° до+30°. Именно
эти бронетранспортеры использовались морской пехотой
Черноморского флота.
БТР-60ПБ: основные характеристики |
Масса, т |
10,3
|
Колёсная формула |
8Х8
|
Длина, мм |
7560
|
Ширина, мм |
2830
|
Высота, мм |
2310
|
Дорожный просвет,
мм |
475
|
Мощность двигателя,
л.с. |
2х90
|
Максимальная скорость,
км/ч, на суше/на плаву
|
80/10
|
Запас хода, км |
500
|
Экипаж, чел. |
3
|
Десант, чел. |
8
|
Вооружение: 14,5-мм
пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет
ПКТ |
Боекомплект: 500
патронов для КПВТ, 2000 патронов для ПКТ |
|