В 1971 г. был изготовлен опытный образец колёсной
боевой машины пехоты ГАЗ-50, разработанный КБ
Горьковского автозавода на базе узлов и агрегатов
БТР-60ПБ. Колёсная БМП имела такую же башню с
вооружением, что и гусеничная БМП-1, а её десантное
отделение вмещало восемь пехотинцев. По разным
причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но
её шасси было использовано для создания нового
бронетранспортёра БТР-70, принятого на вооружение
21 августа 1972 г.
Компоновка БТР-70 в целом повторяет компоновку
своего предшественника - БТР-60ПБ. В передней
части корпуса находится отделение управления с
местами командира машины и механика-водителя.
За отделением управления расположено десантное
отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.
Командир машины и механик-водитель вне поля боя
ведут наблюдение через два ветровых стекла, оборудованных
стеклоочистителем и обогревательным устройством.
В боевом положении стёкла закрываются броневыми
крышками и командир ведёт наблюдение через три
перископических прибора наблюдения ТНП-Б и прибор
ТНПКУ-2Б, а механик-водитель через четыре прибора
ТНП-Б. Для доступа в отделение управления в крыше
корпуса имеются два люка.
Закрытый герметичный корпус бронетранспортёра
сварен и зкатаных листов броневой стали. Лобовые
детали имеют толщину 8-10 мм. Башня также имеет
сварную конструкцию, в передней части толщина
её брони составляет 6 мм. По сравнению с БТР-60ПБ
высота корпуса и бронетранспортёра в целом уменьшена
на 185 мм.
Важным новыми элементами конструкции корпуса
стали два небольших нижних боковых люка, смонтированных
по обе стороны корпуса между второй и третьей
парами колёс. Люки предназначены для скрытой посадки
и спешивания десанта. Дополнительные люки имеются
также в крыше десантного отделения.
Десантное отделение рассчитано на размещение
шести мотострелков. Они распологаются на сиденьях
лицом к бортам, что позволяет им вести стрельбу
со своих мест. Для этого в бортах корпуса имеется
шесть закрывающихся броневыми крышками амбразур.
Для ведения наблюдения за полем боя в десантном
отделении с каждого борта установлено по одному
прибору ТНП-Б. Ещё один десантник располагается
в передней части корпуса, по другую сторону от
него находится стрелок пулемётной установки.
Бронетранспортёр БТР-70 имеет то же вооружение,
что и БТР-60ПБ: в бронированной башне кругового
вращения установлены 14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм
пулемёт ПКТ. Был разработан опытный образец БТР-70
с автоматическим гранатомётом АГ-17, смонтированном
на башне, но серийно эта модель не выпускалась.
В моторно-трансмиссонном отделении в кормовой
части корпуса на общей раме установлено два V-образных
восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б
мощностью 120 л.с. каждый. Для улучшения циркуляции
охлаждающей жидкости установлен ручной насос.
Охлаждение масла производится в двух радиаторах
и теплообменниках. Применение работающих на бензине
карбюраторных двигателей сопряжено с повышенной
пожароопасностью. Для её снижения топливыные баки
расположены в изолированных отсеках, бронетранспортёр
оборудован также автоматической противопожарной
системой. Имеется система отключения силовой передачи
от двигателя с места механика-водителя, которая
позволяет при выходе из строя одного двигателя
быстро отключить его и продолжать движение на
другом, исправном.
Ходовая часть бронетронспортера выполнена по
колёсной формуле 8х8. Управляемыми являются первые
две пары колёс, при этом минимальный радиус поворота
составляет 12,6 м. Подвеска торсионная, колёса
с разъёмным ободом, шины бескамерные, сверхнизкого
давления, размером 13,00х18". Имеется система
централизованного регулирования давления воздуха
в шинах. Наличие в этой системе мощных компрессоров
позволяет не только регулировать давление в шинах
в зависимости от условий движения, но и компенсировать
потерю давления при простреле шины.
При движении по шоссе бронетранспортёр БТР-70
развивает максимальную скорость 80 км/час. Он
обладает высокой проходимостью по пересечённой
местности. Бронетранспортёр плавает со скоростью
9-10 км/час, которая обеспечиватся двухступенчатым
водомётным движетелем. Запас хода на плаву составляет
12 часов.
При разработке БТР-70 большое внимание было уделено
его оборудования для ведения действий в условиях
применения ядерного оружия и других средств массового
поражения. На нём размещены фильтровентиляционная
установка в составе нагнетателя-сепаратора и фильтра-поглотителя,
прибор радиационной разведки ДП-3Б, войсковой
прибор химической разведки ВПХР и комплект для
специальной обработки.
В состав оборудования БТР-70 входят: радиостанция
Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель,
лебёдка для самовытаскивания с тяговым усилием
6000 кгс и буксирные приспособления.
БТР-70: основные характеристики |
Масса, т |
11,5
|
Колёсная формула |
8х8
|
Длина, мм |
7535
|
Ширина, мм |
2790
|
Высота, мм |
2235
|
Дорожный просвет,
мм |
475
|
Мощность двигателя,
л.с. |
2х120
|
Максимальная скорость,
км/ч, на суше/на плаву
|
80/10
|
Запас хода, км |
600
|
Экипаж, чел. |
3
|
Десант, чел. |
7
|
Вооружение: Вооружение
- 14.5-мм пулемет КПВТ, спаренный 7.62-мм
пулемет ПКТ |
Боекомплект: 500
патронов 14.5-мм, 2000 патронов 7.62-мм |
|