Разработка самоходной артиллерийской установки
2С1 "Гвоздика" была начата по постановлению
Совета Министров СССР № 609-201 от 4 июля 1967
г. Её артиллерийская часть была создана на базе
122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то
же внутреннее устройство ствола, баллистику, а
так же боеприпасы. Шасси для неё было разработано
специалистами ПО "Харьковский тракторный
завод" на базе многоцелевого бронированного
тягача МТ-ЛБ.
Первые четыре опытных образца 2С1 были сданы
на полигонные испытания в августе 1969 года. На
вооружение самоходка 2С1 принята в 1971 году,
а в 1972 году начато ее серийное производство.
Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная
толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование
обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового
оружия и осколков снарядов и мин малого калибра,
обеспечивая защиту от поражения бронебойными пулями
калибра 7,62 мм винтовочную на расстоянии 300
м.
Отделение управления и моторно-трансмиссионное
отделение размещены в передней части корпуса,
а боевое отделение - в средней и кормовой части
корпуса, а также в башне.
Основное вооружение самоходной артиллерийской
установки 2С1 "Гвоздика" - 122-мм гаубица
Д-32, размещенная в башне кругового вращения,
которая установлена в кормовой части машины. Ствол
гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника,
муфты, эжекционного устройства и двухкамерного
дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой
с полуавтоматикой механического (копирного) типа.
Подъемный механизм секторный с ручным приводом.
Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется
в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката
гидравлический веретенного типа, накатник пневматический.
Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены
в казеннике и откатываются вместе со стволом.
Уравновешивание ствола производится пневматическим
уравновешивающим механизмом толкающего типа. Механизм
досылания электромеханического типа, предназначен
для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы
в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.
Самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" оборудована
перископическим прицелом ПГ-2, предназначенным
как для стрельбы с закрытых позиций, так и для
стрельбы прямой наводкой. ПГ-2 состоит из панорамы,
механического прицела с узлом согласования, оптического
прицела прямой наводки ОП5-37, параллелограмного
привода и электроблока.
Возимый боекомплект САУ 2С1 обычно состоит из
35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов.
Самоходная гаубица может стрелять всеми типами
боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба
кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется
специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная
скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м.
Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм;
под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм;
от расстояния бронепробиваемость не зависит. При
стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность
составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного
снаряда этот показатель возрастает до 21900 м.
На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный
двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать
максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем
сблокирована механическая трансмиссия.
Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 состоит,
применительно к одному борту, из семи опорных
катков, ведущего колеса переднего и направляющего
колеса заднего расположения. Поддерживающих роликов
нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава.
Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом
каждого катка приварены два диска, образующие
внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает
плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные
в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые
венцы, что облегчает их замену при чрезмерном
износе. Механизм натяжения гусениц размещается
внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц
также осуществляется изнутри машины. Гусеницы
с резинометаллическими шарнирами имеют ширину
400 мм, но могут заменяться на более широкие (670
мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным
участкам.
Подвеска "Гвоздики" состоит из четырнадцати
торсионных валов, расположенных поперек машины.
По этой причине опорные катки с правого борта
смещены немного вперед по отношению к каткам левого
борта. С балансирами первых и последних опорных
катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы
автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных
катков дополнительно регулируется пружинными буферами.
САУ 2С1 имеет герметический корпус и преодолевает
водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется
посредством перематывания гусениц, при этом машина
развивает скорость 4,5 км/ч. Боевая масса "Гвоздики"
не превышает 16 т, что позволяет транспортировать
ее самолетами военно-транспортной авиации.
Серийное производство 122-мм самоходной гаубицы
2С1 продолжается. Машина этого типа состоит на
вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии,
Венгрии, Ирака, Йемена, Ливии, Польши, России,
Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.
2С1 "Гвоздика": основные
характеристики |
Боевая масса, т |
15,7
|
Длина, мм |
7265
|
Ширина, мм |
2850
|
Высота, мм |
2285
|
Клиренс, мм |
400
|
Двигатель, кВт |
210
|
Максимальная скорость,
км/ч |
60
|
Запас хода, км |
500
|
Экипаж, чел. |
4
|
Вооружение: 122-мм
гаубица Д-32 |
|