Танк Т-54 разработали в 1946 г. в Нижнем Тагиле
в КБ под руководством А.А. Морозова. За основу
был взят средний танк Т-44. На вооружение он был
принят в 1946 году. Серийное производство организовали
в Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. В ходе производства
танка проводилась модернизация танка, однако марка
не изменялась; всего было выпущено более 17 000
таких танков.
Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские
работы, было принято решение взять за основу корпус
существующего Т-44, усилив его лобовое бронирование
до 100-мм. В 1945 году был изготовлен опытный
образец новой машины (объект 137). В отделении
управления было изменено расположение приборов
наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой
щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед
люком появились два перископа. Такое решение положительно
сказалось на прочности передней верхней плиты
и улучшило обзор местности с места механика-водителя.
Наиболее существенным изменениям подверглось силовое
отделение. Вместо старого дизеля В-2 на машине
была установлена его модернизированная модель
В-54 V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного
охлаждения мощностью 520 л.с.
Силовая передача осталась такой же, как и на
Т-44, но с планетарным механизмом поворота. На
Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника.
Увеличение массы не повлекло за собой необходимости
усиления торсионных валов. Удельное давление на
грунт также изменилось в допустимых пределах.
В 1951 году была установлена литая полусферическая
башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением
погона и устройство для крепления минного трала.
Модель Т-54 образца 1951 года получила распространение
за пределами СССР и производилась по лицензии
в Польше, Чехословакии и Китае.
После проведенной модернизации танк получил пушку
Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор
пушки в вертикальной плоскости "Горизонт",
что позволило увеличить точность огня. Был введен
также автоматизированный электропривод поворота
башни с двойным управлением от наводчика и командира.
Наведение пушки в вертикальной плоскости стало
осуществляться с помощью электрического привода.
Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная
таким образом машина получила обозначение Т-54А.
Постепенно до уровня Т-54А были доведены все Т-54.
В новой модели танка наводчик располагал модернизированным
прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала
применяться активная система ночного видения,
которая при необходимости устанавливалась вместо
снимавшихся перископов.
В 1956 году на вооружение был принят танк Т-54Б,
оснащенный друхплоскостным стабилизатором вооружения
СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если
механику-водителю приходилось заменять один из
своих перископов на прибор ночного видения, то
командир танка и наводчик располагали комбинированными
дневно-ночными приборами наблюдения В качестве
стандартного оборудования появился инфракрасный
прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом.
Изменения по сравнению с предыдущей модификацией
касались лишь внутренней части машины и были вызваны
установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов.
Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение
Д-10Т2С.
Средний танк Т-54 состоял на вооружении Морской
пехоты Черноморскоого флота.
Т-54 : основные характеристики |
Боевая масса, т |
36
|
Длина, мм |
6200
|
Ширина, мм |
3270
|
Высота, мм |
2218
|
Клиренс, мм |
425
|
Двигатель, л.с. |
520
|
Максимальная скорость,
км/ч |
50
|
Запас хода, км |
330
|
Экипаж, чел. |
4
|
Вооружение: 100-мм
пушка Д-10Т, 1 12,7-мм пулемёт ДШК, 2 7,62-мм
пулемёта СГМТ |
Боекомплект: 34 выстрела
100-мм, 200 12,7-мм патронов, 3500 7,62-мм
патронов |
|