Первый серийный гидросамолет с турбореактивным
двигателем и стреловидиым крылом, разработанный
в ОКБ им. Г. М. Бериева. Созданию самолета Бе-10
предшествовали работы над опытным реактивным гидросамолетом
с прямым крылом Р-1.
Начало разработки Бе-10 было положено в 1953
г., а уже в 1955 г. началась сборка первого опытного
самолета. Для летных испытаний Бе-10 была создана
база в районе Геленджика. Первый полет состоялся
20.06.1956 г.
Гидросамолет Бе-10 представлял собой цельнометаллическую
летающую лодку с высокорасположенным стреловидным
крылом и стреловидным горизонтальным и вертикальным
оперением. Экипаж состоял из трех человек: летчика,
штурмана и стрелка-радиста. Основное назначение
самолета: разведка в открытом море, высотное торпедометание
и бомбометание по кораблям, дополнительные задачи
- постановка минных заграждений, бомбометание
с горизонтального полета по военно-морским базам
и береговым сооружениям. Фюзеляж - двухреданная
лодка, был разделен переборками на 9 отсеков,
непотопляемость самолета обеспечивалась при затоплении
любых двух из них. В переборках имелись проходные
двери. Передний и кормовой отсеки - герметичные.
В переднем отсеке размещались кабины летчика и
штурмана, в кормовом - кабина стрелка-радиста.
Высотное оборудование служило для поддержания
микроклимата в гермокабинах и обеспечения нормальной
жизнедеятельности членов экипажа. Рабочие места
членов экипажа оснащались кислородным оборудованием.
Для выхода на палубу лодки и для катапультирования
из самолета в переднем отсеке имелись верхний
люк штурмана и откидной фонарь летчика. Стрелок-радист
мог покинуть машину через нижний аварийный люк.
В зареданной части лодки находился грузовой отсек,
предназначенный для размещения боевой нагрузки,
который оснащался палубным и двухстворчатым нижними
люками.
Крыло - двухлонжеронное, кессонное, состояло
из центроплана и двух отъемных консолей, заканчивавшихся
неубирающимися поплавками. Угол стреловидности
крыла по передней кромке - 35°. Горизонтальное
и вертикальное оперения имели двухлонжеронную
конструкцию с работающей обшивкой. Угол стреловидности
киля по передней кромке составлял 35°, а стабилизатора
- 40°.
Силовая установка включала два турбореактивных
двигателя АЛ-7ПБ, установленных в гондолах под
центропланом. Съемное перекатное шасси служило
для перемещения по суше, спуска в воду и выкатки
на берег из воды.
Радиоэлектронное оборудование включало: бортовую
РЛС "Курс-М", радиовысотомер больших
высот "Литий-17М", радиовысотомер малых
высот РВ-2, радиоаппаратуру слепой посадки системы
"Материк", радиокомпас АРК-5, радиостанцию
командной связи РСИУ-ЗМ, радиостанцию дальней
связи РСБ-70М, аварийную радиостанцию АВРА-45,
самолетное переговорное устройство СПУ-5, аппаратуру
опознавания "Кремний-2", аппаратуру
предупреждения об облучении РЛС "Сирена-2".
Высотное оборудование служило для поддержания
микроклимата в гермокабинах и обеспечения нормальной
жизнедеятельности членов экипажа. Воздух для кондиционирования
отбирался от компрессора двигателей. Рабочие места
членов экипажа оснащались кислородным оборудованием.
В состав аварийно-спасательного оборудования
входили катапультные кресла К-22, спасательные
жилеты САЖ-43П, парашюты МПЛК-49 с индивидуальными
спасательными лодками МЛАС-1, пятиместная спасательная
надувная лодка ЛАС-5М.
Пушечное вооружение самолета состояло из двух
одноствольных носовых неподвижных установок и
кормовой двухствольной установки ДК-7Б. Применялись
пушки АМ-23 калибра 23 мм. Для ведения прицельной
стрельбы из носовых пушек в кабине летчика имелся
коллиматорный прицел ПКИ. Кормовая установка была
снабжена прицельной станцией ПКС-53 с РЛС "Аргон".
Бомбардировочное вооружение в различных вариантах
загрузки включало: торпеды РАТ-52, мины АМД-500М,
АМД-2М, ИГДМ, АПМ и "Лира", авиабомбы
калибром от 100 кг до 3000 кг Максимальная боевая
нагрузка 3360 кг, нормальная - 1500 кг.
Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском
авиазаводе в 1957–1960 гг., построено более 60
самолетов Бе-10. В августе-сентябре 1961 г. на
Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу
летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без
груза - 14 962 м, с грузом 15 т - 11 997 м).
Летом 1959 г. к переучиванию с поршневых Бе-6
на турбореактивные Бе-10 приступила вторая эскадрилья
977 ОМДРАП (отдельного морского дальнеразведывательного
авиационного полка) авиации КЧФ, базировавшегося
на озере Донузлав в Крыму.
В 1961 г. в связи с ликвидацией минно-торпедной
авиации 977-й ОМДРАП был переименован и стал называться
318-м отдельным морским противолодочным авиационным
полком (ОМПЛАП). Этот полк так и остался единственной
строевой частью, эксплуатировавшей Бе-10, а все
выпущенные самолеты вошли в состав двух его эскадрилий.
По мере накопления опыта летным составом и проведения
доработок на самолетах представителями ОКБ и завода
машина становилась более понятной и предсказуемой.
Но все же Бе-10 оставался очень сложным на взлете
и посадке, и с пилотированием на этих режимах
иногда не справлялись даже опытные строевые летчики.
Не обошлось без аварий и катастроф.
Скорбный список открылся 14 октября 1961 г.,
когда из-за ошибки летчика майора Гордеева разбился
первый Бе-10. 22 мая 1962 г. потерпел катастрофу
гидросамолет, пилотируемый старшим лейтенантом
Беловым.
16 августа 1963 г. разбилась еще одна машина
из состава 318-го ОМПЛАП (бортовой № 50). В тот
день самолет сначала облетал заместитель командира
эскадрильи капитан Элян, у которого никаких замечаний
к работе матчасти не возникло. После этого к выполнению
полета на этой же летающей лодке приступил экипаж
старшего лейтенанта Кузьменко. На взлете машина
рухнула вниз при резком увеличении угла атаки.
Летчик и штурман погибли.
После этого происшествия полеты на Бе-10 были
приостановлены. Но не только из-за катастроф.
При осмотрах обнаружили массовое появление трещин
на деталях планера, выполненных из сплава Ал-8.
Еще одним фактором, предопределившим недолгую
биографию новейшего реактивного гидросамолета,
стало его запоздалое "появление на свет".
Использование свободнопадающих бомб и торпед к
концу 1950-х годов уже исчерпало себя. Появление
корабельных ЗРК свело практически к нулю шансы
самолетов на успешный прорыв ПВО и выход на рубеж
торпедной атаки.
Официально Бе-10 так и не был принят на вооружение,
поэтому самолеты еще довольно долго стояли на
берегу в Донузлаве, дожидаясь утилизации. Их разрезали
в 1968 году.
Бе-10
: основные характеристики |
Масса, кг |
48500
|
Дальность полета,
км |
2960
|
Потолок высоты, м |
12500
|
Максимальная скорость,
км/ч |
880
|
Экипаж, человек |
3
|
Размах крыла, м |
22,3
|
Длина самолета, м |
33,1
|
Высота самолета,
м |
11,03
|
Максимальная боевая
нагрузка: 3360 кг, нормальная - 1500 кг. |
|