В середине
60-х годов конструкторскими коллективом, возглавляемым Г.М. Бериевым, был создан
новый противолодочный самолет амфибия Бе-12. В октябре 1960 г. новый самолет осуществил
свой первый полет. Машина предназначалась для замены летающей лодки БЕ-6. Бе-12
представляет собой моноплан с двухлонжеронным крылом типа "чайка". Конструкция
самолета цельнометаллическая, основной материал - дюраль. Лодка - двухреданная.
Задний редан заостренный, с водяным рулем, Крыльевые поплавки не убираемые. Бе-12
стал первым отечественным самолетом-амфибией, оснащенным турбовинтовыми двигателями.
На нем устанавливались два ТВД, конструкции А.Г. Ивченко с моторесурсом 4000 часов.
Двигатели оснащались автоматическими четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром
4,5 м. Для обеспечения жизнеспособности самолета при неработающих основных двигателях
на Бе-12 установлены вспомогательные ГТД АИ-8. Для поиска подводных лодок
самолет имел размещенную в носовом обтекателе РЛС, а в хвостовой штанге, вынесенной
для устранения помех за хвостовое оперение, датчик магнитных аномалий. На машине
предусмотрена установка разведывательного оборудования, в частности аэрофотоаппаратов.
Боевая нагрузка самолета составляла 4000-5000 кг на 4 узлах подвески и
отсеке оружия: противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2, глубинные бомбы ГБ,
осветительные бомбы ОАБ, маркеры. Бе-12 используется морской авиацией до
настоящего времени на Черноморском флоте РФ. За время эксплуатации на нем было
установлено 42 мировых рекорда. С 1992 г. планировалось начать замену Бе-12 на
значительно более современный самолет аналогичного типа А-40, но финансовые трудности
оставили вопрос открытым. В настоящее время как военный, самолет считается устаревшим.
В связи с этим программа модернизации имеющегося парка самолетов-амфибий
Бе-12 была принята в начале 2018 года, тогда же были сформированы тактико-техническое
задание и пакет документов, необходимый для старта работ по модернизации противолодочных
самолетов. Модернизированные самолеты получили новое бортовое оборудование, гидроакустический
комплекс, датчики обнаружения и детектор магнитных аномалий, а также улучшенные
глубинные бомбы и торпеды. Установленное новое оборудование поможет модернизированным
Бе-12 уверенно находить и отслеживать субмарины противника. Модификации
самолета: Бе-12ПС : поисково-спасательный вариант Бе-12П : противопожарный
самолет-амфибия
Бе-12 : основные
характеристики | Масса, кг |
29483 | Дальность
полета, км | 4200 |
Потолок высоты, км |
8 | Максимальная
скорость, км/ч | 610 |
Экипаж, человек | 4 |
Размах крыла, м | 29,71 |
Длина самолета, м | 30,17 |
Высота самолета, м |
7 | |