Один из наиболее известных американских двухмоторных бомбардировщиков
Второй мировой войны, Дуглас A-20 "Бостон" был начат проектированием
в инициативном порядке в марте 1936 г. на фирме "Нортроп" под руководством
Э. Хайнемана как двухмоторный штурмовик под обозначением "модель 7А"
- цельнометаллического высокоплана с убираемым трехколесным шасси с носовой стойкой.
Опытный экземпляр моифицированной "модели 7В" впервые поднялся в воздух
26.10.1938 г. В ходе испытаний машина продемонстрировала хорошую скорость, отличную
для двухмоторного самолета маневренность и отсутствие каких-либо неприятных особенностей
пилотирования. К этому времени его проектирование осуществлялось уже фирмой "Дуглас",
которая поглотила "Нортроп". И хотя американские военные пока не спешили
закупать самолет, изделие "Дугласа" ждал коммерческий успех - самолет
был заказан Францией. 17 августа 1939 г. поднялся в воздух новый прототип, получивший
обозначение DB-7, доработанный по французским требованиям, а в октябре начался
выпуск серийных машин. Далее после ряда модификаций появился Дуглас А-20
- первая версия самолета для ВВС Армии США. Всего же было произведено 7478 этих
самолетов различных модификаций. В СССР по ленд-лизу было отправлено 3128
самолетов "Бостон" различных модификаций. И хотя до места назначения
дошло только 2917 машин, СССР стал крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа
(в ВВС Армии США служило лишь около 2000 А-20). Поставки самолетов начались в
конце 1941 г. Первым в мае 1942 г. в бой на Южном фронте пошел 794-й БАП, а летом
1942 г. на фронте воевали уже целые дивизии, укомплектованные "Бостонами"
- 221-я на Юго-Западном фронте и 244-я на Кавказе. Состав последней довели до
5 полков и в таком виде она участвовала в Сталинградской битве. В предгорьях Кавказа
на "Бостонах" воевала и 132-я БАД. К весне 1943 г. на советско-германском
фронте насчитывалось около 400 "Бостонов", почти все на юге (163 - на
Закавказском фронте, 108 - Юго-Западном, 101 - Северо-Кавказском, 24 - Южном).
С 1943 г. "Бостоны" широко применились в морской авиации. В январе
1943 г. на них начал воевать 36-й БАП ВВС Черноморского флота, а вскоре этот тип
самолета стал основным советским торпедоносцем. "Бостоны" на Черноморский
флот начали поступать в виде модификаций А-20В и А-20С. В первое время их использовали
для разведки. После переделки на московском авиазаводе №81, самолеты комплектовались
советским оборудованием. Устанавливались новые вооружение, прицелы, бомбодержатели.
С середины 1943 г. на фронте началась постепенная замена более ранних вариантов
А-20 на тип G. Весной 1943 г. на одном А20G-1 были установлены два торпедодержателя
(по одному с каждой стороны корпуса) и таким образом Boston начал свою карьеру
торпедоносца. Обычно вешали одну торпеду (справа). Две торпеды самолет брал в
тех случаях, когда взлетал с аэродромов с твердым покрытием и летел на небольшую
дальность. "Бостоны" заслужили отличную репутацию у наших летчиков.
Эти машины обладали хорошими по тому времени летными качествами. Они могли конкурировать
с немецкой техникой в скорости и маневренности. Кабины А-20 были просторны, и
летчик, и штурман имели хороший обзор, они располагались в удобных креслах с бронезащитой,
при этом кабина отапливалась. В дальнейшем в советских ВВС "Бостоны"
эксплуатировались до начала 50-х гг. ХХ века, а в морской авиации - до 1953 г. Douglas A-20G Boston : основные
характеристики | Масса взлетная
максимальная, кг | 13608 | Размах
крыла, м | 18,69 | Длина,
м | 14,63 | Высота,
м | 4.83 | Максимальная
скорость, км/ч | 510 | Практический
потолок, м | 7230 | Дальность
полета, км | 1610 | Экипаж,
чел. | 3 | Вооружение:
шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня, два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом
и один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа; нормально
- 910 кг бомб в бомбоотсеке и столько же на подкрыльевых узлах. |
|