Двухмоторная летающая лодка, дальний морской
разведчик МДР-6 была разработана под руководством
советского авиаконструктора И.В. Четверикова в
Отделе морского самолетостроения (ОМОС) на авиаремонтном
заводе № 45 в Севастополе. Согласно заданию, выданному
в апреле 1935 г., самолет должен был иметь нормальную
дальность полета 1800 км и максимальную 3000-4000
км. Высота боевого применения должна была составлять
5000 метров, скорость на этой высоте - 300-350
км/ч. В состав стрелкового вооружения следовало
включить 3 пулемета и 1-2 автоматические пушки,
а масса бомбовой нагрузки оговаривалась в 1000
кг. В качестве силовой установки рекомендовались
двигатели М-22 (480 л.с), но с самого начала конструкторам
было ясно, что достичь требуемых параметров при
столь слабой силовой установке не удастся, и проектирование
велось под более мощные двигатели М-25.
Рассматривалось два варианта компоновки силовой
установки: тандемом на пилоне над фюзеляжем или
на крыле. Первый вариант, уже опробованный Четвериковым
на опытных летающих лодках АРК-3-1 и АРК-3-2,
выглядел предпочтительнее с точки зрения эксплуатации
моторов в морских условиях. Однако при этом КПД
заднего винта, работающего в закрученном потоке
от переднего, снижался, что отрицательно влияло
на характеристики самолета в целом. Поэтому конструктор
решил разнести двигатели по крылу, а для обеспечения
безопасного расстояния от воды придать крылу небольшой
излом - т.н. "чайку".
Прототип МДР-6 с моторами М-25Е (750 л.с.) прошел
войсковые испытания в июле 1939 г. Их результаты
признали вполне удовлетворительными, но на серийных
машинах предлагалось применить более мощные моторы
М-62 (в конечном итоге устанавливались ещё более
мощные М-63).
Выпуск серийных МДР-6 начался в 1940 г. на заводе
№31 в Таганроге (первая серийная машина прошла
государственные испытания в сентябре 1940 г.).
В общей сложности изготовлено 43 серийных самолета:
17 на заводе № 31 в 1940 г., 21 в 1941 г. на заводе
№ 30 в Иваньково (Подмосковье) до его эвакуации
в октябре и 5 во второй половине 1942 г. после
возвращения из эвакуации.
Машина, несмотря на большие размеры, была достаточно
легкой. Вес пустого Че-2 не превышал 4100 кг,
взлетный - 6700 кг. В перегрузочном варианте летающая
лодка весила 7200 кг. Благодаря своим аэродинамическим
формам самолет обладал хорошими летными и мореходными
данными. Его максимальная скорость достигала 365
км/час, потолок - 9 тыс. м. Двигатели - 9-цилиндровые
двигатели воздушного охлаждения М-63 (1100 л.с).
Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на четырех
подкрыльевых держателях - 1000 кг. Часть самолетов
была приспособлена для подвески 132-мм неуправляемых
реактивных снарядов PC-132. Экипаж - 4 человека.
МДР-6 (Че-2) представлял собой гидросамолет с
весьма неплохими для своего класса летными характеристиками.
Но состав его оборудования и вооружения был явно
недостаточным для решения возлагавшихся на него
задач. Вполне вероятно, что, если бы производство
Че-2 продолжалось в ходе Второй мировой войны,
эти недостатки были бы устранены. Но фактически
уже к осени 1941 г. постройка Че-2 прекратилась.
Наиболее массово Че-2 применялись на Черном море
- ВВС Черноморского флота получили в обшей сложности
16 таких летающих лодок. Самолеты входили в состав
80-й ОМРАЭ, базировавшейся в Геленджике, а с августа
1942 г. - в Поти.
Че-2 вели разведку акваторий Азовского и Черного
морей, сопровождали конвои. С 1943 г. основное
внимание уделялось противолодочной борьбе. На
счет Че-2 записали две уничтоженные подлодки -
4 августа и 22 ноября 1943 г. Однако на самом
деле в 1943 г. ни Германия, ни Румыния не потеряли
на Черном море ни одной субмарины.
Самолет стоял на вооружении вплоть до 1946 г.
Че-2
: основные характеристики |
Масса, кг |
7200
|
Дальность полета,
км |
2650
|
Потолок высоты, м |
9000
|
Максимальная скорость,
км/ч |
365
|
Экипаж, человек |
4
|
Размах крыла, м |
21
|
Длина самолета, м |
15,73
|
Высота самолета,
м |
4,30
|
Полезная нагрузка:
один 12,7-мм пулемет УБ, один 7,62-мм пулемет
ШКАС, до 1000 кг бомб |
|