29.06.1934
г. было утверждено ТТД на ближний бомбардировщик, разработку которого поручили
ЦКБ завода № 39. Для машины планировались лицензионные копии моторов Гном-Рон
"Мистраль" К-14 и Райт "Циклон" R-1820F-3. В первом варианте
планировался пассажирский самолёт на 12 пассажиров, моторы получили отечественное
обозначение М-85. Бомбардировщик ББ-2 в сущности был аналогом пассажирской машины
и рассчитывался на доставку 500 кг бомб на расстояние до 1500 км со средней скоростью
230-240 км/ч. Работы по военному варианту шли значительно быстрее, чем по гражданскому,
ввиду конкуренции со стороны Туполева (самолёт СБ) и Сухого (самолёт АНТ-37).
Первый экземпляр самолёта, ввиду поджимающих сроков, решили строить по упрощённой
технологии, с цельнодеревянным фюзеляжем и металлическим крылом, без вооружения.
Машина получила обозначение ЦКБ-26. Начиная с первых полётов и далее, машины
испытывал В. К. Коккинаки. Самолёт превзошёл самые смелые ожидания и даже позволял
выполнять петлю Нестерова. Было установлено 5 мировых рекордов. Всё это предопределило
дальнейшую судьбу по самолёту, и в декабре 1935 года вышло постановление о дальнейшей
разработке самолёта - цельнометаллического скоростного бомбардировщика дальнего
действия БДД, будущего ЦКБ-30, который уже строился и 31.03.1936 г. совершил испытательный
полёт. Летом 1936 года ЦКБ-30 с полным комплектом вооружения поступил на
испытания в ГОСНИИ ВВС. Однако, не дожидаясь завершения испытаний, самолёт запустили
в серию под наименованием ДБ-3С. Срочно с завода № 39 сняли все невыполненные
заказы и развернули производство ДБ-3. В таком же темпе перепрофилировали Воронежский
завод № 18. В 1938 г. начал производство ДБ-3 126-й завод в Комсомольске-на-Амуре.
В дальнейшем, в 1942-43 гг. самолёты выпускал и Московский завод № 23. В
1938 г. самолётами ДБ-3 были вооружены три воздушные армии. Всего было выпущено
1528 единиц ДБ-3. В 1939 г. на Черном море в составе 63-й бригады сформировали
2-й минно-торпедный полк с базированием на аэродромах во Владиславлевке и Сарабузе.
От обычных бомбардировщиков торпедоносцы отличались торпедным мостом Т-18. позволявшим
нести одну торпеду типа 45-36АН или 45-36АВА или мину МАВ-1 на минодержателе МД-39.
В конце 1939 г. к этому ассортименту добавилась новая мина АМГ-1. На 25.04.1940
г. морская авиация ЧФ располагала 71 самолетами этого типа. В первые дни
войны морские летчики бомбили порт Констанца, нефтепромыслы в Плоешти, объекты
в Сулине И Тульче. Только по Плоешти совершили 56 самолето-вылетов. Так же минировались
устье Дуная и подходы к Констанце. В ночь на 30 июля четверка ДБ-3 сбросила мины
АМГ-1 в Тульчинский рукав Дуная. В дальнейшем все самолеты переключили на поддержку
сухопутных сил. Присущая самолету ДБ-3 большая сложность в эксплуатации,
высокая аварийность, недостаточное оборонительное вооружение и целый ряд других
недостатков привели к работам работы над глубокой модернизацией машины, в дальнейшем
получившей обозначение ДБ-3Ф (или Ил-4).
ДБ-3 : основные
характеристики | Масса, кг |
9000 | Дальность
полета, км | 3100 |
Потолок высоты, м |
8400 | Максимальная
скорость, км/ч | 400 |
Экипаж, человек |
3 | Размах крыла,
м | 21,4 |
Длина самолета, м | 14,22 |
Высота самолета, м |
4,19 | Вооружение:
3х1 7,62-мм пулемёта ШКАС (2500 патр.), до 2500 кг бомб. | |