Немецкая летающая лодка фирмы Dornier Flugzeugwerke
представляла собой подкосный моноплан с жабрами
боковой остойчивости. Двигатели устанавливались
на крыле тандемом. Первоначально силовая установка
комплектовалась двухлопастными деревянными винтами
постоянного шага, но применялись и металлические.
Корпус лодки низкий, широкий, двухреданный - с
поперечным ступенчатым передним и острым задним.
Весь корпус разделялся водонепроницаемыми переборками
на отсеки. Конструкция самой лодки цельнодюралюминиевая
с наружными усиливающими стрингерами. В военном
варианте предусматривались две стрелковые точки:
носовая и кормовая. В пассажирском - пассажирская
кабина в носовой части лодки.
Основой силового набора крыла служили два стальных
лонжерона.Жесткость силового набора повышалась
за счет системы внутренних расчалок. Крыло соединялось
с корпусом дюралюминиевыми подкосами. Хвостовое
оперение - однокилевое, двухлонжеронное. Для выхода
гидросамолета из воды на берег использовалось
специальное шасси (с деревянными колесами, собранными
из толстых досок), надевавшееся на полуоси в конических
гнездах "жабр". Кабина пилотоа открытая;
система управления - сдвоенная. Большая продолжительность
полета (более 5 часов) требовала наличия в экипаже
второго летчика, который мог при необходимости
подменять командира. Бортмеханик имел доступ к
силовой установке для устранения мелких неисправностей.
На самолетах, которые поступали в СССР, монтироаалось
бомбардировочное оборудование, фотоаппараты "Кодак"
и радиостанции "Маркони" AD-6F. Максимальная
бомбовая нагрузка составляла 800 кг.
Во второй половине 1920-х годов советская гидроавиация,
не имея на вооружении современных самолетов, переживала
тяжелый кризис. На Балтике летали в основном поплавковые
Ю-20 немецкой конструкции, строившиеся на заводе
в Филях, на Черном море - устаревшие итальянские
одномоторные летающие лодки "Савойя С-16
бис". Они не обладали необходимым радиусом
действия, имели слабое вооружение, физически и
морально устарели. Создание поплавковых модификаций
сухопутных самолетов, таких как МУ-1 и МР-1, не
могло поправить дело, так как при незначительной
дальности полета они имели очень плохую мореходность.
Флоту остро требовался современный дальний разведчик,
способный работать в открытом море.
В 1925 г. руководством совестких ВВС было принято
решение закупить у немецкой стороны два пробных
экземпляра самолёта и после их испытания принять
окончательное решение по дальнейшим закупкам.
После сборки самолётов и перегорнки их в Севастополь
в сентябре 1926 году были проведены всесторонние
их испытания, подтвердившие их высокие характеристики.
Оба гидросамолета передали для эксплуатации в
60-ю авиаэскадрилью, базировавшуюся тогда в в
Севастополе. Перед эскадрильей поставили задачу
подготовить как можно больше экипажей, способных
летать на новых гидропланах, и одновременно накопить
опыт по их эксплуатации. Уже в октябре 1926 года
закончили подготовку трех летчиков, а к концу
года количество обученных экипажей уже значительно
превышало наличие самолетов.
После одобрения приобретения серийных самолётов
данного типа, уже к августу 1927 года в составе
Воздушных сил Черного моря числились уже 11 самолетов
Дорнье "Валь" (в СССР они обозначались
аббревиатурой ДВ). Из 20 ДВ второго заказа на
Черном море оставили 19, а один самолет наркомат
обороны уступил акционерному обществу "Комсеверопуть".
Окончательно сборку летающих лодок завершили только
в сентябре 1929 года, полностью укомплектовав
ими кроме 60-й эскадрильи новую 63-ю, созданную
на базе 53-го авиаотряда. Обе эскадрильи базировались
в бухте Голландия в Севастополе, в каждую входило
по восемь машин. Один самолет числился за УВС
Черного моря и использовался как штабной и транспортный,
остальные лодки эксплуатировались как дальние
разведчики и бомбардировщики.
В мае 1933 году прошла реорганизация гидроавиации
ВВС Черноморского флота. Поскольку поступления
новых ДВ не предвиделось, все машины этого типа
сосредоточили в 123-й эскадрилье, а 124-ю перевооружили
на "Савойи". К январю 1934 г. итальянские
гидросамолеты начали поступать и в 123-ю эскадрилью.
Вскоре на флот начали передавать и поплавковые
ТБ-1П, а в 1935 г. таганрогский завод уже развернул
массовое производство гидросамолетов отечественной
конструкции МБР-2, быстро вытеснивших и ДВ, и
МБР-4. К 1937 г. ни одной машины Дорнье "Валь"
в строю советской военной авиации уже не осталось.
Dornier
Do.J Wal :: Основные характеристики |
Масса, кг |
5700
|
Дальность полета,
км |
3600
|
Потолок высоты, м |
3500
|
Максимальная скорость,
км/ч |
185
|
Экипаж, человек |
2-4
|
Размах крыла, м |
22,5
|
Длина самолета, м |
16,2
|
Высота самолета,
м |
4,7
|
Полезная нагрузка:
800 кг. |
|