Самолёт, разработанный Н.Н. Поликарповым,
стал родоначальником нового вида боевых самолетов - скоростных истребителей. Его
появление привело к пересмотру основных представлений о характере действий истребителя,
тактике их применения и главных технических требованиях к самолетам этого класса.
В этом самолете нашли воплощение лучшие качества скоростного боевого самолета:
высокие летные характеристики и, в первую очередь, скорость, сравнительно хорошая
для такого самолета маневренность, неприхотливость в наземной эксплуатации, живучесть
в бою. И-16 представлял собой свободно несущий моноплан с убирающимися шасси и
мотором воздушного охлаждения. Истребитель отличался необычайно малыми размерами,
что обеспечивало минимальное аэродинамическое сопротивление. Серийное производство
И-16 началось в 1934 году. В процессе серийного выпуска И-16 постоянно улучшался,
появлялись все новые его модификации, отличавшиеся более мощными и высотными моторами
и усиленным вооружением (в том числе скорострельными авиационными пушками и реактивными
снарядами, что было впервые на истребителях). Выпускались и двухместные учебно-тренировочные
варианты этого самолета. Всего было выпущено 8194 экземпляров И-16 различных
модификаций. В составе ВВС Черноморского флота к началу войны имелось 148
истребителей И-16 различных модификаций. Эти истребители активно участвовали в
боях на начальном этапе Великой Отечественной войны. К июлю 1943 г. боевая
деятельность И-16 на Черном море закончилась - ВВС ЧФ активно перевооружались
на новые типы самолётов.
И-16 (тип
24): основные характеристики | Масса,
кг | 1941 |
Размах крыла, м | 9 |
Длина самолета, м | 6,13 |
Высота самолета, м | 3,22 | Мощность
двигателя, л.с. | 1100 |
Дальность полета, км | 440 |
Потолок высоты, м | 9700 |
Максимальная скорость, км/ч | 462 |
Экипаж, человек | 1 |
Вооружение: 4 7,62-мм пулемёта ШКАС | Боевая
нагрузка: до 6 РС-82 под крылом, или до 500 кг бомб | |