Самолёт, разработанный Н.Н. Поликарповым
совместно с Д.П. Григоровичем в ЦКБ-39 ОГПУ. Самолёт И-5, как и большинство
истребителей того времени, был одноместным бипланом с неравными длинами крыльев
(нижнее крыло короче верхнего) - полуторапланом, с неубирающимися шасси и хвостовой
опорой. У самолёта была смешанная конструкция. Фюзеляж - ферменный, сварной из
стальных труб (как и рама двигателя). Его форма создавалась легким дюралюминиевым
набором рамок и стрингеров, поддерживающих полотняную обтяжку. Крылья двухлонжеронные,
стойки коробки крыльев - дюралюминиевые каплевидные трубы. Оперение дюралюминивое
с полотняной обтяжкой. Истребители И-5 не попали ни в Испанию, ни в Китай,
ни на Халхин-гол, поскольку уже к середине тридцатых считались устаревшими.
К началу войны как истребитель И-5 не представлял
собой никакой ценности. По скорости он отставал
не только от немецких истребителей, но даже и
от бомбардировщиков. Основной же немецкий истребитель
того времени Мессершмитт Bf.109F имел скорость
600 км/ч - более чем вдвое по сравнению с ним.
Только огромные потери первого года войны, падение
производства самолетов в СССР из-за эвакуации
промышленности на восток, не позволявшее эти потери
восполнить, вынудили взять из авиашкол, а иногда
и просто с самолетных свалок эти устаревшие машины
и вооружить ими поспешно формируемые полки и эскадрильи.
И-5 не годились как истребители, но могли сойти
как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики.
В этом отношении характерна история 2-го штурмового
полка ВВС 51-й армии в Крыму. Его сформировали
в сентябре 1941 года, укомлектовав списанными
И-5, которые хранились в ангарах Качинской авиашколы.
Полк возглавил майор П.И. Семенов. Летчики и механики
полка сами восстановили изношенные и зачастую
поломанные машины. К 10 октября 1941 г. полк насчитывал
32 самолета.
11-й штурмовой полк ВВС Черноморского флота (командир
майор И.М.Рассудков) так же воевал на И-5. На
22 июня 1941 г. в составе авиации флота насчитывалось
всего пять самолетов этого типа. Собрав технику
из разных мест, к сентябрю 1941 г. удалось восстановить
еще примерно 20 машин. Эти самолеты вместе с машинами
других типов действовали на Перекопе, а затем
при отступлении советских войск к Севастополю.
Например, в октябре 1941 г. 11 И-5 и 8 И-153 нанесли
удар по войскам противника в районе Казак-Сарая.
На 03.11.1941 г. авиация Черноморского флота имела
в Крыму 44 истребителя, половину из них составляли
И-5. В труднейших условиях полного господства
немцев в воздухе пилоты И-5 могли рассчитывать
только на свое мастерство и увертливость машины.
Потери были очень велики. 05.11.1941 г. комэск
капитан Н.Т. Хрусталев с 20 И-5 штурмовал танки,
бронетранспортеры и пехоту немцев в Бельбекской
долине. Когда его машину подожгли, он направил
ее на скопление вражеской техники.
К концу же 1942 г. приток новых истребителей
и штурмовиков позволил перевооружить строевые части на более современную авиационную
технику.
И-5: основные
характеристики | Масса, кг |
1335 | Дальность
полета, км | 660 |
Потолок высоты, м |
7500 | Максимальная
скорость, км/ч | 252 |
Экипаж, человек |
1 | Размах крыла
(верх/низ), м | 9,65/7,02 |
Длина самолета, м |
6,81 | Высота
самолета, м | 3 |
Вооружение: 4 7,62-мм пулемета ПВ-1 |
|