Самолет представлял собой глубокую модернизация дальнего бомбардировщика
ДБ-3: были установлены новые двигатели М-88 (1100 л.с), применена более обтекаемая
и удлиненная носовая часть фюзеляжа веретенообразных очертаний с обширным остеклением,
незначительно увеличена площадь крыла при сохранении прежнего размаха. Так же
был внесен ряд других изменений, а также радикально пересмотрена технология изготовления
с учетом требований массового производства. Работы над самолетом под первоначальным
обозначением ЦКБ-30Ф велись с середины 1938 г. На испытания прототип вышел 21.05.1939
г. Вследствие недоведенности двигателя М-88 на государственные испытания
самолет передали с моторами М-87, с такими двигателями выпустили и часть серийных
машин. Выпуск их на заводах № 39 и №18 начался в конце 1939 г., на заводе № 126
- во втором квартале 1941 г. Общий объем производства составил 5256 самолетов.
Московский завод № 39 прекратил выпуск ДБ-3Ф уже в начале 1941 г., воронежский
завод № 18 последние ДБ-3Ф сдал в июле 1941 г. В дальнейшем основным производителем
оставался завод №126 в Комсомольске-на-Амуре, сдавший последние 4 машины в 1946
г. Помимо него, с февраля 1942 г. московский завод № 81 осуществлял сборку Ил-4
из узлов, поставляемых с завода № 126, а завод № 23 (также в Москве) сначала собирал
самолеты (с мая 1942 г.), а затем перешел к их полноценному производству, выпустив
в 1942-1943 гг. 367 машин. Общий же объем выпуска составил 5256 самолетов. К
началу войны 2-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ЧФ имел пятиэскадрильный
состав. Полк базировался в Сарабузе (42 самолета ДБ-3Ф) и в Карагозе (28 самолетов
ДБ-3Ф). В 1942 г. в заметном количестве Ил-4 появляются в ВВС Черноморского
флота. В начале года находящиеся здесь Ил-4 занимались минными постановками, а
21 мая выполнили первую торпедную атаку, повредив вражеский транспорт у устья
Дуная. Часть торпедоносцев 5-го гв. МТАП были модифицированы - поскольку торпеды
размещались на внешней подвеске, то в бомбоотсеках установили дополнительные топливные
баки. Кроме того, часть торпедоносцев получили подкрыльевые узлы для подвески
НАР РС-82. Весной 1944 г. на Ил-4 того же полка проходила испытания РЛС обнаружения
надводных целей "Гнейс-2М". 20.08.1944 г. 14 Ил-4 5-го гв. МТАП
приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в военно-морской
базе Констанца. 21.08.1944 г. были выполнены последние боевые вылеты этих самолетов
на Черноморском флоте. Самолеты Ил-4 находились на вооружении ВВС Черноморского
флота вплоть до 1949 г.
Ил-4 : основные
характеристики | Масса, кг | 12120 |
Дальность полета, км | 3800 |
Потолок высоты, м | 8900 |
Максимальная скорость, км/ч | 430 |
Экипаж, человек | 4 |
Размах крыла, м | 21,44 |
Длина самолета, м | 14,8 |
Высота самолета, м | 4,1 |
Вооружение: 2 7,62 мм пулемёта ШКАС, 1 12,7 мм
пулемёт УБТ; до 2500 кг бомб или 1 940 кг торпеда 45-36-АН (или 45-36-АВ), или
мина АМТ-1 (АМД-500, или АМД-1000) | |