Палубный катапультный поплавковый гидросамолёт
(корабельный разведчик), разработанный в 1936
г. ОКБ под руководством Г. М. Бериева.
КОР-1 представлял из себя однопоплавковый биплан
с двигателем М-25А. Основная конструкция металлическая,
обшитая тканью. Крылья складные. Вооружение -
два неподвижных пулемёта ШКАС для пилота и один
поворотный ШКАС у стрелка. В перегруженном варианте
мог брать две бомбы ФАБ-100.
Несмотря на лётные преимущества перед предшественником
КР-1 (выпускавшемся по лицензии), на рулении выявились
серьёзные проблемы с устойчивостью на воде (однопоплавковая
конструкция показала худшую мореходность по сравнению
с лодочной), а также с охлаждением двигателя,
поэтому госиспытаний КОР-1 не прошёл. Однако в
связи с отсутствием готовых альтернативных разработок,
а так же уже сделанных импортные заказов на постройку
катапульт, КОР-1 был выпущен малой серией и дорабатывался
уже во время эксплуатации. Выпускался на Авиационном
заводе № 31 им. Г. Димитрова в в 1937-1940 гг.,
небольшая серия состояла всего из 12 единиц.
Все выпущенные катапультные разведчики были распределены
между авиацией Краснознаменного Балтийского и
Черноморского флотов, в боевой состав которых
и входили крейсера проектов 26 и 26-бис. К июню
1941 г. в составе морской авиации числилось 11
КОР-1, из них 6 машин находились в составе ВВС
КБФ и 5 - составе ВВС ЧФ (находились в главной
базе флота Севастополе).
В боевых условиях с крейсеров КОР-1 так и не
применялись. С началом войны самолеты сняли с
кораблей, хотя они по-прежнему числились в составе
их вооружения. В дальнейшем эксплуатация КОР-1
осуществлялась с берега, в основном в сухопутном,
колесном варианте. Однако их боевой путь оказался
коротким.
14.09.1941 г. части 11-й немецкой армии вышли
к Перекопскому и Чонгарскому перешейкам, создав
непосредственную угрозу Крыму и главной базе Черноморского
флота Севастополю. В тот же день в ВВС ЧФ для
действий по войскам противника была создана специальная
Фрайдорфская авиагруппа. Базировалась группа на
полевые аэродромы в районе местечка Фрайдорф,
от которого и получила свое название. В весьма
разношерстный состав группы попали и три находившиеся
к этому времени в исправном состоянии КОР-1. Переставленные
с поплавков на колеса, эти самолеты в составе
3-й эскадрильи группы, которой командовал старший
лейтенант К.Д. Денисов, и участвовали в боях на
Перекопе, штурмуя наступавшие части вермахта.
Эффективность КОР-1 как штурмовика была невысокой,
прежде всего по причине малой скорости и недостаточной
маневренности. Потери составили два самолета.
Один КОР-1 был сбит, другой подбит над целью,
однако летчику удалось перетянуть через линию
фронта и сесть на своей территории. Уцелевший
КОР-1 попал в 11-й штурмовой авиационный полк
ВВС ЧФ, имевший на вооружении не менее устаревшие
истребители И-5. С началом обороны Севастополя
самолеты полка вошли в состав 3-й Севастопольской
авиагруппы, остававшейся в осажденном городе.
Последний черноморский КОР-1 находился в Севастополе
до 3 декабря 1941 г., когда он был выведен из
строя в результате огневого налета немецкой дальнобойной
артиллерии на аэродром Куликово поле.
КОР-1
: основные характеристики |
Масса, кг |
2486
|
Дальность полета,
км |
530
|
Потолок высоты, м |
6600
|
Максимальная скорость,
км/ч |
245
|
Экипаж, человек |
2
|
Размах крыла, м |
11
|
Длина самолета, м |
8,87
|
Высота самолета,
м |
4,41
|
Вооружение: 3 пулемета
7,62-мм, бомбовая нагрузка до 200 кг |
|