М-9 - летающая лодка
конструкции Д. П. Григоровича, дальнейшее развитие летающей лодки М-5. В
1915 г. Морское ведомство заказало Григоровичу летающую лодку более крупных размеров
по сравнению с М-5 с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. В качестве
промежуточных, вспомогательных вариантов, изготовлялись прототипы М-6, М-7 и М-8.
Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря 1915 г. по 9 января 1916
г. следующего года и оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной
по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией
Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области
авиации. По ходатайству Морского генерального штаба России авиаконструктор был
награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В отличие от М-5 в конструкции
М-9 изменили шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое
оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль,
выполненный в иной конфигурации. На большинстве гидросамолетов М-9, а их
построили около 500 экземпляров - устанавливались двигатели "Сальмсон"
мощностью 150 л.с. Масса нового пустого самолета была 1060 кг, но при эксплуатации
из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Максимальная
скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная - 85 км/ч. Практический потолок
- 3000 м. М-9 - расчалочный биплан с толкающим винтом н двигателем водяного
охлаждения "Сальмсон" мощностью 150 л. с. Широкая вместительная "лодка-фюзеляж"
имела трехместную кабину: спереди находился стрелок, в распоряжении которого на
первых образцах самолета был пулемет на турели. Перед носком нижнего крыла в кабине
рядом сидели пилот и летчик-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены
бомбы. По обеим сторонам двигателя располагались водяные радиаторы. Баки для горючего
имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под
концами нижних крыльев на стойках крепились небольшие опорные поплавки. Фюзеляж,
крыло с оперением, а также межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены
из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, крылья и хвостовое оперение было
обшито только полотном. Все тросы управления рулей высоты и руля направления
располагались снаружи. Элероны были только на верхнем крыле, ширина их к концу
крыла увеличивалась. Эффективность поперечного управления от этого возрастала.
Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно
уменьшало усилия на ногу летчика от педалей. Во время Первой мировой войны,
с 1915 г. М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях. Гидросамолеты
располагались в ангарах по 4-5 машин и спускались на воду и поднимались с нее
с помощью лебедки. Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла
применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке
свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной
разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам.
По состоянию на 26 ноября 1916 г. в авиации Черного моря числилось 4.5
летающих лодок М-5, 45 летающих лодок М-9 и 10 морских истребителей М-11.
До середины 1917 г. авиация Черного моря получила чуть более 100 единиц М-9. Черноморские
летающие лодки М-9 входили в состав Воздушной дивизии с базированием в Одессе
и Севастополе, были приписаны к корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах "Александр
I" и "Николай I". Боевое использование осуществлялось у берегов
Болгарии и Румынии.
М-9 : основные
характеристики | Масса, кг | 1540 |
Дальность полета, км | 400
| Потолок высоты, м | 3000 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Экипаж, человек | 2 |
Размах крыла, м |
16 | Длина самолета,
м | 9 | Высота
самолета, м | 3,4 | Двигатель:
Salmson, 150 л.с. | Вооружение: один 7,62-мм
пулемет | Полезная нагрузка: 320 кг |
|