Советский истребитель МиГ-15 был
разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный
боевой самолёт в истории авиации. С начала серийного производства в 1948 г. было
выпущено более 15 тысяч таких машин. Они находились на вооружении армий 40 стран
мира. Предсталял из себя цельнометаллический истребитель-среднеплан с фюзеляжем
круглого сечения и стреловидным крылом. Хвостовая часть имела внутренний фланец
для крепления и обслуживания двигателя. Забор воздуха осуществлялся с обеих сторон
носовой части, охватывая кабину пилота. Имелось однолонжеронное крыло с поперечной
косой балкой. В результате образовывалась треугольная ниша, в которую убиралось
шасси. Крыло снабжалось элеронами, оснащенными аэродинамической компенсацией,
а также щитками-закрылками, которые открывались при взлете и посадке. Оперение
крестообразное, в конструкции стабилизатора и киля два лонжерона. Руль направления
имел две части, расположенные снизу и сверху от стабилизатора. В шасси три колеса,
носовая стойка и рычажная подвеска, оснащены пневматическими тормозами. Уборка
и выпуск шасси осуществлялись гидравлической системой. Управление самолетом было
применено жесткое, осуществлялось тягами и качалками. В основу силовой
установки было заложено применение турбореактивного двигателя РД-45, имевшего
центробежный компрессор. На модели МиГ-15 "бис" был применен большей
мощности двигатель ВК-1. Вооружение, устанавливаемое на самолете, включало две
23-мм пушки НС-23 и одну 37-мм пушку НС-37. Размещались они внизу фюзеляжа в носовой
части. Для обеспечения удобной перезарядки их устанавливали на съемном лафете.
Он перемещался вниз специальной лебедкой. Под крылом можно было подвесить две
бомбы пятидесяти или ста килограмм, в другом варианте - два запасных топливных
бака на 520 литров. Совершенствование базовой модели МиГ-15 продолжалось
непрерывно и воплощалось в значительном количестве новых модификаций. На
Черноморском флоте в начале января 1951 г. на аэродроме Саки было начато переучивание
первых истребительных частей - 6-го и 11-го гв. ИАП ВВС ЧФ, на реактивные самолёты
МиГ-15. Оно было завершено в апреле того же года. По состоянию на 1 января
1954 г., в составе черноморской авиации имелось 88 истребителей МиГ-15, которые
затем постепенно были заменены на МиГ-17.
МиГ-15: основные
характеристики | Масса, кг |
4917 | Дальность
полета, км | 1335 |
Потолок высоты, м | 15100 |
Максимальная скорость, км/ч | 1042 |
Экипаж, человек | 1 |
Размах крыла, м | 10,08 |
Длина самолета, м | 10,10 |
Высота самолета, м | 3,7 |
Вооружение: 1 37-мм пушка Н-37 (40 снарядов),
2 23-мм пушки НС-23 (по 80 снарядов) | Боевая
нагрузка: 200 кг. | |