Одноместный реактивный истребитель
второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов.
Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе
ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Всего было произведено более 6500 самолетов данного
типа. Истребитель МиГ-19 был построен по нормальной аэродинамической схеме
и являлся среднепланом со стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным
оперением. Как и многие другие истребители своего времени, МиГ-19 имел лобовой
воздухозаборник с центральным телом и острыми кромками. Фюзеляж самолета
длиной 12,54 м (без ПВД) имел стандартную для такой техники компоновку. В лобовой
части имелся воздухозаборник с вертикальной перегородкой, разделяющей воздушный
поток и перенаправляющей его в воздушные каналы двух двигателей. В носовой части
фюзеляжа располагалась одноместная кабина пилота. Среднюю часть фюзеляжа отдали
под топливные баки и различное оборудование, а в хвостовой поместили два двигателя. МиГ-19
оснащался двумя турбореактивными двигателями РД-9Б тягой 2600 кгс каждый. На форсаже
тяга возрастала до 3250 кгс. Характеристики двигателя позволяли подниматься на
высоту до 16 км и использовать форсаж на немногим меньших высотах. Внутри фюзеляжа
имелись четыре топливных бака. При необходимости самолет мог нести два подвесных
бака емкостью 400 или 760 литров. У земли истребитель МиГ-19 мог развивать
скорость до 1100-1150 км/ч. На высоте удавалось разогнаться до 1400 км/ч. Крейсерская
скорость была установлена на уровне 950 км/ч. Практический потолок достигал 17,2
км. С внутренним запасом топлива дальность полета равнялась 1400 км, при использовании
двух 760-литровых подвесных баков этот параметр увеличивался на 800 км. Самолет
оснащался крылом размахом 9 м стреловидностью 55°. Площадь крыла составляла 25
кв. м. Для управления по рысканью в хвостовом оперении имелся руль направления,
управление по тангажу предполагалось осуществлять при помощи цельноповоротного
стабилизатора. В хвостовой части имелись подфюзеляжный гребень и два тормозных
щитка. Пустой самолет МиГ-19 весил 5,3 т. С 1700 кг топлива и боекомплектом
нормальный взлетный вес составлял 7500 кг. Максимальный - 8500 кг. Полезная нагрузка
самолета составляла 500 кг. Встроенное вооружение истребителя МиГ-19 состояло
из трех автоматических пушек НР-23 калибра 23 мм. Два орудия находились в корневой
части крыла, третья - в носу фюзеляжа. Боекомплект составлял по 70 снарядов на
пушку. Скорострельность каждого орудия - 900 выстрелов в минуту. При необходимости
МиГ-19 первой модификации мог нести неуправляемые ракеты АСР-57 и свободнопадающие
бомбы калибра до 250 кг. Для наведения оружия самолет оснащался автоматическим
прицелом АСП-5Н, сопряженным с радиодальномером СРД-1. Также в состав бортового
оборудования входил автоматический радиокомпас, УКВ-радиостанция, станция предупреждения
об облучении, радиоответчик и другая аппаратура. Истребители МиГ-19 в базовой
конфигурации выпускались до 1956 года, после чего их стали заменять техникой новых
модификаций. Выпускались и поставлялись войскам истребители следующих типов: -
МиГ-19П. Всепогодный перехватчик противовоздушной обороны, оснащенный бортовой
радиолокационной станцией. На самолетах первых серий устанавливалась РЛС РП-1
«Изумруд», на поздних – РП-5. В зависимости от характеристик цели дальность обнаружения
достигала 15 км. Антенна РЛС располагалась в специальном обтекателе над воздухозаборником.
В 1956-58 годах завод №21 построил 433 перехватчика с РЛС; - МиГ-19ПГ. Доработанный
вариант МиГ-19ПГ, получивший комплекс наведения ракет «Горизонт-1». Это оборудование
позволяло использовать ракеты «воздух-воздух» Р-3С; - МиГ-19Р. Разведчик, оснащенный
фотокамерами АФА-39 и новым двигателем типа РД-9БФ-1. Выпускался в Горьком малой
серией; - МиГ-19С. Фронтовой истребитель с незначительно доработанной конструкцией
планера. Оснащался пушками НР-30. Выпуск самолетов этой модификации продолжался
с 1956 по 1957 годы; - МиГ-19СВ. Высотный вариант самолета МиГ-19С. Оснащался
двигателями РД-9БФ большей мощности, нес только две пушки и не комплектовался
радиовысотомером РВ-2. Часть истребителей этого типа была построена, остальные
– переоборудованы из серийных МиГ-19С; - МиГ-19ПМ. Последний серийный вариант
самолета. Вооружался ракетами РС-2У, однако лишился пушек. С 1956 по 1960 годы
завод №21 построил 369 таких машин; - МиГ-19ПМЛ. Перехватчик, оснащенный комплексом
«Лазурь», обеспечивавшим наведение на цель по командам с земли; - МиГ-19Ф.
Упрощенный экспортный вариант, поставлявшийся в Индонезию. На Черноморском
флоте самолеты МиГ-19 находились на вооружении только одного 62-го истребительного
авиационного полка 49-й дивизии ВВС ЧФ, дислоцирующегося на аэродроме Бельбек.
С сентября 1955 г. поставлялись истребители МиГ-19, а самолеты МиГ-19СВ и МиГ-19П
- с 1957 г. и по 1968 г. Всего в составе полка было 40 самолетов данного типа.
В ходе эксплуатации полк в 1957-58 гг. потерял в результате летных инцидентов
3 самолета. В дальнейшем 06.04.1960 г. 62-го иап из состава ВВС ЧФ был передан
в состав 8-й отдельной армии ПВО. В 1968 г. авиаполк был перевооружен на истребители
Су-15.
МиГ-19: основные
характеристики | Масса, кг | 8832 |
Дальность полета, км | 1400 |
Потолок высоты, м | 17900 |
Максимальная скорость, км/ч | 1452
| Экипаж, человек | 1 |
Размах крыла, м | 9,0 |
Длина самолета, м | 12,54 |
Высота самолета, м |
3,88 | Вооружение:
3 23-мм пушки НР-23 (по 70 снарядов на ствол) | Боевая
нагрузка: бомбы 250 кг. | |