Многоцелевой истребитель 3-го поколения,
обладающий верхнерасположенным крылом изменяемой стреловидности. Свой первый полет
самолет совершил 10 июня 1967 года. Истребители МиГ-23 различных модификаций находились
на вооружении ВВС и ПВО СССР, Анголы, Алжира, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии,
Египта, Индии, Ирака, КНДР, Ливии, Польши, Сирии, Эфиопии и Южного Йемена, при
этом некоторые страны до сих пор продолжают его эксплуатацию. Всего за время производства
было построено более 4000 МиГ-23 различных модификаций. Самолет активно участвовал
в вооруженных конфликтах и боевых действиях по всему миру. Самолёт МиГ-23
выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой
стреловидности, цельноповоротным горизонтальным оперением и трёхопорным шасси
с управляемым передним колесом. На различные модификации самолёта МиГ-23 устанавливались
следующие двигатели - Р27Ф2М-300, Р29-300, Р29Б-300, Р-35. Самолёты могли применяться
как для борьбы с воздушными целями, так и для бомбо-штурмовых ударов по земле,
для чего предусматривалось его переоборудование силами инженерно-технического
состава, сводившееся в основном к замене внешних держателей наружной подвески
(внутреннего грузоотсека на самолёте не предусматривалось). Максимальный вес взятого
на борт оружия доходил до двух тонн. Основным оружием по воздушным целям считались
управляемые ракеты Р-24 и Р-60 (всего 4 ракеты). В нижней части фюзеляжа, за передней
стойкой находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л с боезапасом в 200 снарядов.
На Черноморском флоте самолеты МиГ-23 находились непродолжительное время
в конце 80-х годов ХХ века. В 1989 г. ВВС ЧФ вновь обзавелись истребительной авиацией.
В рамках Договора о сокращении обычных вооружений в Европе, Морской Авиации был
передан ряд частей и соединений бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации
ВВС страны. Из состава 5-й ВА Одесского военного округа ВВС ЧФ была передана 119-я
истребительная авиационная дивизия. В состав дивизии входили 86-й гв. ИАП, вооружённый
МиГ-29, базирующийся на аэр. Маркулешты (Молдавия) и 161-й ИАП, вооружённый МиГ-29
и МиГ-23 базирующийся на аэр. Лиманское (Одесская обл.). Кроме того, в состав
119-й МИАД был включён 841-й гв. МАПИБ на самолётах МиГ-23 базирующийся на аэр.
Мериа (Грузия). В июне 1991 г. 841-й гв. МАПИБ был переформирован в вертолетный
и стал 841-м гв. ОПЛВП, вооружённый вертолётами Ми-14. А в апреле 1992 г. уже
161-й ИАП был передан Вооруженным силам Украины.
МиГ-23: основные
характеристики | Масса, кг | 20100 |
Дальность полета, км | 1450 |
Потолок высоты, м | 17700 |
Максимальная скорость, км/ч | 2500 |
Экипаж, человек | 1 |
Размах крыла, м | 7,78
/ 14,0 | Длина самолета, м | 16,7 |
Высота самолета, м | 5,0 |
Вооружение: 1 23-мм пушка ГШ-23Л, 2 Р-23Л/Т или
Р-24Р/Т, 2-4 Р-13М или 2-6 Р-60, 2 Х-23М | Боевая
нагрузка: до 2000 кг. | |