В 1939 г. в ОКБ Поликарпова был
разработан проект высотного истребителя И-200. В конкурсе, как более простой в
производстве, он опередил яковлевский проект И-26, и в конце ноября началась его
фактическая разработка. В группу конструкторов вошли А.Г.Брунов, М.И.Гуревич,
А.Т.Карев, Н.З.Матюк, В.А.Ромодин, Я.И.Селецкий. 08.12.1939 г. проект был представлен
наркому авиационной промышленности и тот же день на заводе №1 был создан опытно-конструкторский
отдел, который возглавил А.И.Микоян, а его заместителями были назначены М.И.Гуревич
и В.А.Ромодин. 31.12.1940 г. первый прототип И-200 был готов, а 31.05 началось
производство пробной партии на заводе №1. Перспективный двигатель АМ-37 который
планировалось установить на истребитель был к этому времени не готов, поэтому
на И-200 установили АМ-35А, что несколько снизило лётные характеристики. Однако,
это не помешало И-200 стать первой из советских машин, преодолевшей рубеж скорости
600 км/ч. Испытания завершились успешно и 09.12.1940 г. И-200 был запущен в серию
под обозначением высотный истребитель МиГ-1. Впрочем под этим именем самолет выпускался
недолго — была изготовлена установочная партия в 100 истребителей - после чего
о последовал целый ряд замечаний и предложений, и самолет пришлось переделывать
чуть ли не в процессе производства. Новая версия, действительно имевшая существенно
лучшие показатели была запущена в производство уже под обозначением МиГ-3. В течение
1940-1941 гг. заводы выпустили более 3,3 тыс. самолётов МиГ-3. Истребитель
МиГ-3 - это свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Передняя часть фюзеляжа
имела ферменную раму из стальных труб с дюралевой обшивкой, задняя часть фюеляжа
была деревянной, центроплан - дюралевый. Фонарь - формованный из плесиглаза, без
бронестекла. Крышка фонаря сдвижная на роликах. Бронеспинка - 9 мм. Крыло состояло
из трёх частей: металлического центроплана, неразъёмно соединённого с фюзеляжем,
и двух деревянных однолонжеронных консолей. Механизация крыла состояла из двухсекционных
элеронов типа "Фрайз". На самолётах поздних серий устанавливались автоматические
предкрылки. Шасси убирающееся трёхопорное с хвостовым колесом. Силовая установка
состояла из поршневого V-образного двигателя жидкостного охлаждения АМ-35А с трёхлопастным
винтом изменяемого шага ВИШ-61Ш. Баки были выполнены из алюминиевого сплава. Впервые
на отечественном серийном истребителе было установлено кислородное оборудование.
Основное вооружение было размещено в передней части фюзеляжа над двигателем. К
началу войны на Черноморском флоте МиГи-3 имелись только в 8-м ИАП. Планировалось
оснастить новыми машинами 9-й и 32-й ИАП, но эти планы реализовать не удалось.
Всего черноморская авиация насчитывала 69 истребителей МиГ-3. В 32-м ИАПе
Черноморского флота на МиГ-3 летал командир звена капитан Э.М. Рыжов, который
27 июня совершил первый на Черном море таран. Его жертвой стал Не 111, сбитый
над Севастополем. Рыжов выпрыгнул из поврежденного самолета с парашютом, приводнился
и вскоре был подобран советским катером. В начале 1942 г. под Херсонес
перебросили вторю эскадрилью 7-го ИАП, оснащенную МиГ-3. В европейской части
Советского Союза дольше других на МиГ-3 летал 7-й ИАП Черноморского флота. Еще
весной 1944 года одна из эскадрилий полка летала на МиГах.
МиГ-3: основные
характеристики | Масса, кг | 3355 |
Дальность полета, км | 850 |
Потолок высоты, м | 11500 |
Максимальная скорость, км/ч | 640 |
Экипаж, человек | 1 |
Размах крыла, м | 10,2 |
Длина самолета, м | 8,25 |
Высота самолета, м | 3,33 |
Вооружение: 1 12,7 мм пулемёт БС (300 патронов),
2 7,62 мм пулемёта ШКАС (по 750 патронов) | Боевая
нагрузка: 200 кг | |