Самолет
МР-1 - морской разведчик, вариант Р-1 на двухпоплавковом шасси, возникший в целях
использования массового самолета и в морской авиации независимо от летающих лодок.
Разрабатывался ГАЗ №1 в инициативном порядке, по согласованию с главой Авиатреста
В.Павловым. Главной целью считалось превращение Р-1 в унифицированный самолет
как для моря, так и для суши. Поплавки, построенные Н. Н. Поликарповым - деревянной
конструкции, а поплавки, построенные немного позже немецким инженером Мюнцелем
- цельнометаллической конструкции. В начале зимы 1925 г. на Москве-реке
летчиком В. Н. Филипповым самолет был испытан на поплавках Н. Н. Поликарпова.
Затем для испытаний в морских условиях самолет перевезли в Севастополь. Там при
одном из испытательных полетов (с пассажиром - конструктором Н. Н. Поликарповым)
шасси не выдержало нагрузки и самолет стал тонуть. Люди спаслись вплавь. Выяснилось,
что оно было недостаточно прочно. В 1926 г. все было переделано, поплавки соединены
двумя сильными трубами, стойки шасси также были значительно усилены и число их
доведено до десяти, сходившихся в четырех узлах фюзеляжа. Все стержни - стальные
трубы диаметром до 60 мм с дуралевыми обтекателями. Это шасси оказалось прочным
и при аварии обычно ломался фюзеляж, а не шасси. Поплавки были сделаны из фанеры
3-мм на бортах и поверху и 4-мм на днище, редан был усилен сплошной деревянной
прокладкой. Собирались они на столярном клее и шурупах, а внутри и снаружи были
покрыты "кузбасслаком", поверх которого были выкрашены в защитный цвет. М.
М. Громов испытывал самолет МР-1 осенью 1926 г. За 1927-1929 гг. на заводе №31
в Таганроге было выпущено 124 экземпляра самолета, состоявшего на вооружении до
1932 г. На Черноморском флоте эти самолеты состояли на вооружении 55-го
спецавиаотряда в Николаеве, 64-го авиаотряда в Севастополе. С 1928 г. МР-1 использовались
для обучения в Школе морских летчиков (до 1931 года размещалась в севастопольской
бухте Голландия, после этого школу перевели в Ейск). В июле 1930 г. на вооружении
состояли 67 самолетов МР-1, из них 19 - в Прибалтийском военном округе, 21 - на
Черноморском флоте, 8 приходилось на ОКДВА и 19 - на школу морских летчиков в
Ейске. По состоянию на 01.01.1931 г. в составе военно-морской авиации числился
71 самолет МР-1. К январю 1932 г. в боевых частях флотов оставалось семнадцать
МР-1 и еще 29 использовались в Ейской школе. В течение 1932 г. части морской разведки
расстались с МР-1, заменив его на самолет Savoia S.62bis. В январе 1933 г. в Ейской
школе еще числилось 56 самолетов МР-1, но и они (кроме двух) к ноябрю были списаны.
МР-1 : основные
характеристики | Масса, кг |
2580 | Дальность
полета, км | 650 |
Потолок высоты, м |
3680 | Максимальная
скорость, км/ч | 183 |
Экипаж, человек |
2 | Размах крыла,
м | 14,02 |
Длина самолета, м | 10,58 |
Высота самолета, м |
7,45 | Полезная
нагрузка: два 7,62-мм пулемета (по 350 патронов), бомбы до 200 кг. |
|