Во второй половине 30-х годов на вооружение авиации
ВМФ СССР начали поступать современные скоростные
бомбардировщики сухопутного базирования. Однако
самолеты морского базирования, в частности тяжелые
летающие лодки класса "разведчик" и
"бомбардировщик", состоявшие на вооружение
флота, были устаревшие и в большинстве своем иностранного
происхождения. Необходимость в современных летающих
лодках была настолько острой, что даже рассматривался
вариант заказа самолета за границей.
Решение вопроса о передаче заказа англичанам
УВВС предоставило ЦАГИ. На основе проведенных
предварительных расчетов и оценок, выполненных
бригадой А.П.Голубкова, А.Н.Туполев и начальник
ЦАГИ Н.М.Харламов подготовили и направили в УВВС
заключение о возможности проектирования КБ тяжелого
лодочного гидросамолета с ЛТХ лучшими, чем у предлагавшегося
англичанами проекта. В декабре 1927 года КБ получает
заказ на новую летающую лодку. ТТТ требования
от УВВС были получены в марте 1935 года. Новый
четырехдвигательный гидросамолет должен был строиться
как морской тяжелый бомбардировщик, способный
наносить удары по морским базам и судам противника,
как разведчик открытого моря и как транспортный
самолет, для перевозки 35-40 человек и грузов.
По КБ самолет получил обозначение АНТ-44, официальное
- МТБ-2. В КБ за работу отвечал А.П.Голубков,
кроме его бригады в проектировании участвовали
и другие подразделения КБ. В декабре 1935 года
был разработан эскизный проект. Согласно ему
самолет представлял собой четырехмоторный цельнометаллический
лодочный высокоплан с крылом типа "чайка"
с подкрыльевыми поплавками. Двигатели Гном-Рон
"Мистраль-Мажор" 14 Krsd (М-85). Лодка
– двухреданная, средней килеватости, второй редан
сходил на клин. Лодка была разделена на 7 отсеков,
обеспечивающих непотопляемость. Обводы лодки и
ее несущих подкрыльевых поплавков были выбраны
на основе исследований моделей в гидроканале ЦАГИ.
Бомбовое вооружение обеспечивало внутреннюю и
наружную подвеску бомб. В состав оборонительного
вооружения входили носовая и кормовая пушечные
башни под пушки ШВАК, турель и люковая установка
под ШКАС.
Изготовление опытного АНТ-44 началось в сентябре
1935 года. В ходе постройки машины в ее конструкцию
неоднократно вносились многочисленные изменения
как по требованию ВВС, так и по инициативе КБ.
29 марта 1936 года состоялся осмотр макета, после
чего были высказаны дополнительные замечания к
строящемуся АНТ-44. Все замечания и доработки
по опыту постройки и испытаний первой машины
было решено учесть при изготовлении "дублера",
а первую машину достраивать с минимумом изменений.
В конце марта 1937 года АНТ-44 с отечественными
двигателями М-85 по 810 л.с. был готов. 19 апреля
1937 года экипаж летчика-испытателя Т.В.Рябенко
впервые поднял машину в воздух. В сухопутном варианте
машина летала до 2 октября 1937 года, затем,
до 1 ноября, были полеты с Химкинского водохранилища.
В испытательных полетах АНТ-44 участвовали М.М.Громов
и А.Б.Юмашев, чья общая оценка новой машины была
положительной. Государственные испытания АНТ-44
проводились с ноября 1937 года. В декабре машину
поставили на установку двигателей М-87 (950 л.с.).
В июле 1938 года испытания были продолжены. Оценка
самолета военными была также положительная. По
результатам испытаний было признано, что МТБ-2
обеспечивает выполнение задач тяжелого морского
бомбардировщика на 1939-1941 года (с бомбовой
нагрузкой в 2000 кг и радиусом действия в 1500
км), скорость и потолок удовлетворяют ТТТ и не
уступают аналогичным зарубежным машинам, расположение
огневых точек было признано удовлетворительным.
Самолет был рекомендован к принятию на вооружение
авиации флота. После завершения первого этапа
государственных испытаний АНТ-44 был переоборудован
в самолет-амфибию со складывающимися стойками
шасси, двигатели М-87 заменили на М-87А. В конце
сентября переделанная машина поступила на второй
этап государственных испытаний, которые показали,
что установка шасси мало повлияла на ЛТХ. Довести
до конца испытания не удалось – в феврале 1939
года самолет при неудачной посадке был поврежден
и затонул.
"Дублер" АНТ-44 (АНТ-44бис) был закончен
в июне 1939 года. В отличие от первой машины
на второй была увеличена площадь крыла и его конструкция,
изменена конструкция стабилизатора и увеличена
его площадь, проведены изменения по системам
силовой установки и управления, усилено вооружение.
7 июня "дублер" был вывезен на аэродром,
а 26 июня летчик-испытатель М.Ю.Алексеев поднял
его в воздух. Заводские испытания продолжались
до 14 января как с сухопутных, так и с морских
аэродромов. 27 марта "дублер" был передан
заказчику для проведения государственных испытаний,
которые с 1 апреля по 16 мая 1939 года проводил
экипаж во главе с летчиком-испытателем И.М.Сухомлиным.
Испытания "дублера" в основном подтвердили
положительные оценки по первой машине, и самолет
был рекомендован для серийного производства.
Серийное производство МТБ-2 предполагалось передать
на завод № 30, куда специально для этого перевели
бригаду А.П.Голубкова. К маю 1939 года были подготовлены
откорректированные чертежи для серии. На серийной
машине должны были быть проведены некоторые изменения
в конструкции планера, установлены двигатели
типа М-88 (1100 л.с.) и т.д. С новыми более мощными
двигателями ЛТХ серийного МТБ-2 должны были улучшиться.
Максимальная скорость возрастала до 400 км/ч,
дальность с 2000 кг бомб до 2800 км, без бомб
до 4200 км. Испытания М-88 применительно к МТБ-2
предполагалось провести на "дублере".
С мая 1939 года завод № 30 начал подготовку к
серии, однако в январе 1940 года по решению СНК
СССР все работы по серии и по опытной машине были
прекращены. Флот начал в больших количествах получать
сухопутные ДБ-3М, а затем ДБ-3Ф (Ил-4), которые
могли действовать практически над всей акваторией
морей, прилегающих к границам СССР, а большего
по тогдашней концепции прибрежного флота и не
нужно было.
Летом 1941 года летающая лодка МТБ-2Д входила
в состав 80-й отдельной авиаэскадрильи (оаэ),
базирующейся в Севастополе. МТБ-2 в июне 1941
г. базировался в Северной бухте Севастопольского
рейда. Отметим, что самолет в этот период не только
в обиходе, но даже в некоторых документах называли
"Чайкой", а иногда "Черноморской
чайкой". Всего за время войны МТБ-2Д совершал
80 боевых вылетов: бомбил вражеские войска в районе
Одессы, атаковал немецкие аэродромы в пунктах
Кульбакино и Сливны, успешно атаковал Бухарест
(бомбовая нагрузка 8 ФАБ-250). После перевода
на новую базу для гидросамолетов Черноморского
флота в Геленджик самолет учавствовал в бомбардировках
Ялты, Гурзуфа, Алушты.
10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету
- подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с
первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный
самолет оторваться от воды не смог. В третьей
попытке, в момент отрыва от поверхности бухты,
взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Ме-110
(или Ме-109) и он врезался в воду. Из экипажа
в 6 человек спасся только командир воздушного
судна - капитан Наумов.
Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море,
на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской
бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения
самолета обследовали водолазы самодеятельной группы
"Поиск" на предмет возможности подъема
его на поверхность. Однако осмотр показал, что
обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами
(теми самыми, с которыми МТБ уходил в боевой полет).
Операция по подъему была отложена, а затем вызванные
из Севастополя саперы подорвали опасную находку
прямо на дне.
МТБ-2:
основные характеристики |
Масса, кг |
21000
|
Дальность полета,
км |
2500
|
Потолок высоты, м |
7100
|
Максимальная скорость,
км/ч |
365
|
Экипаж, человек |
6-7
|
Размах крыла, м |
36,45
|
Длина самолета, м |
21,94
|
Высота самолета,
м |
7,88
|
Вооружение: две 20-мм
пушки ШВАК, два 7,62-мм пулемета ШКАС, до
2000 кг бомб |
|