В августе 1938 года в ОКБ-29 НКВД в бригаде В.М.Петлякова
началось проектирование высотного истребителя
"100" (СТО, ВИ-100). Для самолёта была
выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего
моноплана с гладкой обшивкой и двухкилевым оперением.
Новинкой было применение двухместной гермокабины,
турбонагнетателей, широкое применение электромеханизмов.
Предусматривалось достаточно мощное вооружение:
2 пушки, 2 пулемёта, 2 кассеты трёхдюймовых артиллерийских
снарядов (по 24 в каждой). Сроки для проектирования
были установлены жёсткие. Так как гермокабину
и турбонагнетатели к сроку готовы не были, самолёт
срочно перекомпоновали. Для сохранения центровки
второго члена экипажа перенесли к задней кромке
крыла. В таком виде макет ВИ-100 7 мая 1939 года
был представлен комиссии. После одобрения проекта
началось изготовление чертежей. Осенью 1939 года
на заводе №156 изготовлен первый прототип. 22
декабря лётчик-испытатель П.М.Стефановский впервые
поднял его в небо. Весной 1940 года завершено
изготовление второго прототипа. Его без проведения
заводских испытаний передали в НИИ ВВС.
Но объективная оценка состояния авиации потенциальных
противников показала, что в ближайшие годы не
следует опасаться массового применения высотных
бомбардировщиков, поэтому отпала острая необходимость
и высотного истребителя. В мае 1940 года Петлякову
было дано указание переделать ВИ-100 в пикирующий
бомбардировщик ПБ-100. Экипаж самолёта был увеличен
до 3 человек. Неподвижное направленное вперёд
вооружение должно было состоять либо из 4 пулемётов,
либо из 2 пушек и 2 пулемётов. Нормальня бомбовая
нагрузка в 600 кг должна была размещаться в центроплане.
Ещё 400 кг бомб можно было подвешивать снаружи.
На испытаниях прототип показал высокие лётные
характеристики. 01.05.1940 г. прототип впервые
был продемонстрирован публике во время воздушного
парада над Красной площадью в Москве. Испытания
завершились 10.05, а уже 23.06 было принято решение
о запуске самолёта в серийное производство на
заводах №22 и №39 в Москве. В декабре 1940 года
самолёт получил обозначение Пе-2. Уже весной 1941
года серийные Пе-2 начали поступать в строевые
части. До начала войны успели выпустить 458 самолётов.
Пе-2 построен по аэродинамической схеме свододнонесущего
низкоплана. Конструкция цельнометаллическая, фюзеляж
типа полумонокок, с редким силовым набором. Крыло
двухлонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация
крыла состояла из закрылков типа "Шренк"
и элеронов. Оперение двухкилевое. Шасси убирающееся,
трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время
могло устанавливаться лыжное шасси. Под консолями
крыла установлены аэродинамические тормоза (решётки
из стальных труб). Силовая установка состояла
из 2 поршневых V-образных 12-цилиндровых редукторных
двигателей жидкостного охлаждения М-105Р конструкции
В.Я.Климова с трёхлопастными металлическими винтами
изменяемого шага ВИШ-61Б. Водорадиаторы размещались
в крыле по обе стороны от каждого двигателя. Маслорадиаторы
размещались непосредственно под двигателями. Топливо
размещалось в 5-9 (в зависимости от модификации)
протектированных баках. Самолёт мог брать на борт
до 1000 кг бомб различных типов калибром до 500
кг. Экипаж размещался в двух кабинах: лётчик и
штурман в передней, стрелок - в задней. Бомбовая
нагрузка размещалась в бомбоотсеке (600 кг) в
центральной части фюзеляжа, в небольших отсеках
в задней части мотогондол (по 100 кг) и на внешней
подвеске под крылом, мелкие бомбы размещались
в кассетах. При пикировании можно было сбрасывать
бомбы только на внешней подвеске (при этом вся
бомбовая нагрузка размещалась на наружных бомбодержателях).
Под крылом могли установливаться направляющие
для реактивных снарядов РС-132. Оборонительное
вооружение состояло из 2 неподвижных пулемётов
ШКАС (позже один заменён на УБК) у пилота, 1 ограниченно
подвижного ШКАС (позже УБК) в шкворневой турели,
2 пулемёта ШКАС у стрелка (один в полу, один перекидываемый
с борта на борт). Начиная с 179 серии устанавливался
держатель ДАГ-10 для 10 гранат АГ-2.
Первые пять пикирующих бомбардировщиков Пе-2
прибыли в 40-й бап Черноморского флота в день
начала войны с Германией. Спустя три дня полк
получил еще пять "пешек". С осени 1941
г. Пе-2 уже активно применялся в морской авиации
Черноморского флота.
Крупной удачей, связанной с первыми опытами боевого
применения Пе-2, был налет в июле 1941 г. на румынский
г.Плоешти шестерки самолетов из 40-го полка ВВС
Черноморского флота. В результате удара было сожжено
не менее четверти миллиона тонн нефтепродуктов,
огонь бушевал трое суток. В сентябре-декабре 1941
г. Пе-2 из 40-го бап наносили удары по войскам
немецкой 11 -й армии, рвавшимся к Севастополю.
Напряженные задания приводили к перегрузке, большой
утомляемости летного состава и неоправданным потерям.
Недостаточная согласованность в действиях прикрывающих
истребителей и наносивших удары бомбардировщиков
также оказывала негативное воздействие. Так, в
период обороны Перекопа шестерка пикировщиков
Пе-2 капитана Чеботарева под прикрытием 12 истребителей
бомбардировала артиллерийскую батарею противника.
На отходе группа была атакована пятеркой "мессершмиттов",
в бой с которыми постепенно ввязались все советские
истребители. Очевидно, что отвлечение входило
в план немцев: еще одна группа Bf 109F внезапно
атаковала оставшиеся без прикрытия бомбардировщики
и в течение 5-7 минут сожгла все шесть машин.
Вместе с тем, имелись примеры и противоположного
по результатам исхода боев "пешек" с
воздушным противником. Так, 30 сентября семь Пе-2
в сопровождении пятерки ЛаГГ-3 нанесли удар по
румынским позициям в районе Одессы. С горизонтального
полета было сброшено 20 ФАБ-100 и 34 ФАБ-50, наблюдались
прямые попадания в два танка и места скопления
пехоты. В районе цели группу атаковали "мессершмитты",
но дружным огнем стрелков и успешными действиями
пилотов ЛаГГов нападение удалось отбить. Немцы
потеряли два истребителя, все советские самолеты
вернулись домой.
Не менее успешно действовали экипажи 40-го бап
10 октября 1941 г. В этот день шестерка Пе 2 под
прикрытием 12 И-16 и 2 Як-1 с пикирования нанесла
удар по танкам, артиллерии и войскам противника
в районе Армянска. Несмотря на сильное противодействие,
наша группа потерь не имела. При сомкнутом строе
бомбардировщиков вражеские истребители, опасаясь
поражения сосредоточенным огнем стрелков, прекращали
атаки на дальностях 500-800 м, при этом вероятность
уничтожения "пешки" оказывалась очень
невысокой. В этот период боев стала заметной закономерность:
группы Пе-2 в составе девятки несли потери только
в тех случаях, когда отдельные самолеты по тем
или иным причинам отрывались от строя. Чаще всего
такие машины попадали под удар немецких истребителей
и сбивались ими.
По состоянию на 01.01.1942 г. ВВС Черноморского
флота располагали шестнадцатью бомбардировщиками
Пе- 2, восемь из них базировались в Севастополе.
В период осенне-зимних боев за Севастополь на
двух его аэродромах практически постоянно базировались
от семи до десяти "пешек" из состава
особой авиагруппы. Близость линии фронта заставила
изменить тактику ударов по войскам противника
и его ближайшим тылам. Взлетающие Пе-2 уходили
в море, где они вне видимости с берега набирали
заданную высоту. После этого, пользуясь хорошим
знанием района боевых действий, они внезапно появлялись
над целями, наносили удар с пикирования или крутого
планирования и на повышенной скорости уходили
на свой аэродром. В этих условиях пикировщики
практически не нуждались в истребительном прикрытии,
поскольку скоротечность удара и большая скорость
при отходе не оставляли противнику шансов на перехват.
Группировка "пешек" на Черном море
к лету 1944 г. была значительно усилена и на 1
июня насчитывала 78 самолетов. Сюда был переброшен
с Севера 29-й бап, получил пополнение и 40-й бап.
Эти полки вместе с 6-м иап на самолетах Як-9 и
43-м иап на "Аэрокобрах" были сведены
в 13-ю Севастопольскую авиадивизию под командованием
Героя Советского Союза полковника И.Е. Корзунова
и приняли участие в массированном ударе по румынской
военно-морской базе Констанца 20.08.1944 г. В
этот день по кораблям в порту и по береговым сооружениям
отработали 59 Пе-2, все они выполняли бомбометание
с пикирования. Основные цели - румынские боевые
корабли - "пешки" атаковали шестерками,
сбрасывая бомбы по командам ведущего или (когда
гавань еще не скрыли клубы дыма и пыли от разрывов)
одиночно. По официальным данным ВВС Черноморского
флота в этот день противник лишился миноносца,
подлодки и двух десятков других кораблей и судов.
Были повреждены 2 эсминца, 5 подлодок, вспомогательный
крейсер, а также ряд транспортов.
Удар, нанесенный по Констанце, замечателен тем,
что в нем участвовала авиадивизия в полном составе
из четырех авиаполков (два бап и два иап), следовавшая
к цели компактной группой в общем боевом порядке.
Над целью самолеты дивизии находились всего 20
минут. Этот удар стал первым опытом применения
массированных групп авиации не только на Черноморском
флоте, но и в советской морской авиации в целом.
Выпуск Пе-2 прекратился зимой 1945-46 гг. Всего
было построено 11247 Пе-2 всех модификаций - больше,
чем любых других советских бомбардировщиков.
Пе-2
: основные характеристики |
Масса, кг |
8500 |
Дальность полета,
км |
1200 |
Потолок высоты, м |
8700 |
Максимальная скорость,
км/ч |
540 |
Экипаж, человек |
3 |
Размах крыла, м |
17,13 |
Длина самолета, м |
12,66 |
Высота самолета,
м |
3,93 |
Вооружение: 4 7,62-мм
пулемёта ШКАС, боевая нагрузка до 1000 кг. |
|