Вначале 30-х гг. в Советском Союзе приступили
к созданию минно-торпедной авиации. К 1933 г.
на вооружение поступили торпеды ТАН-12 для низкого
торпедометания (с бреющего полета) и ТАВ-15 для
сброса с парашютами, а также авиационная мина
МАВ-1 (ВОМИЗА-100). Для торпедоносцев сконструировали
несколько типов специальных прицелов. К этому
времени сформировали две минно-торпедных эскадрильи
(на Балтийском флоте и на Тихом океане) и один
отдельный отряд (на Черном море). Все они оснащались
самолетами ТБ-1 в сухопутном или поплавковом варианте.
Но ТБ-1 - тяжелая и недостаточно маневренная
машина. Ему больше подходили постановка мин и
высотное торпедометание. В качестве низкого торпедоносца
довольно тихоходный и неуклюжий ТБ-1 казался весьма
уязвимым. Кроме того, туполевский самолет был
технологически сложен (по тому времени) и стоил
весьма недешево. ВВС РККА, в которые тогда организационно
входила морская авиация, требовалось что-нибудь
попроще и подешевле для нужд береговой обороны,
в первую очередь, на Дальнем Востоке, где нечего
было противопоставить японскому флоту.
Выбор пал на Р-5, деревянный биплан конструкции
Н.Н. Поликарпова. Он в больших количествах выпускался
московским заводом №1 в вариантах учебного самолета,
разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика.
Р-5 устанавливали на колесное, лыжное или поплавковое
шасси. Машина была дешева - сосновые бруски, фанера,
полотно - и проста в производстве и ремонте. С
точки зрения летных данных, она вполне соответствовала
своим современникам на Западе. Самолет отличался
хорошей управляемостью, устойчивостью, неприхотливостью
к качеству аэродромов. Его без труда мог освоить
пилот средней квалификации. 9 июля 1933 г. Реввоенсовет
СССР принял постановление, в котором говорилось:
"Поставить перед промышленностью задачу приспособить
Р-5 к высотному и низкому торпедометанию для действия
у своих берегов".
Осенью 1933 г. началось проектирование новой
модификации, названной Р-5Т. Переделкой планера
занималась группа конструкторов завода №1 во главе
с инженером Гребеневым. Основную роль в ней играли
инженеры Шишкин и Никитин. Подвеску торпеды разрабатывали
в 16-м отделении ВВС под руководством М.И. Проценко.
Такой тяжелый груз, как торпеда, можно было подвесить
только под фюзеляжем самолета. Для этого требовалось
освободить всю его нижнюю поверхность. Но Р-5
имел старомодное шасси с неразрезной осью, не
позволявшей разместить торпеду между стойками.
Его заменили новой конструкцией. Две отдельных
пирамидальных стойки с полуосями освободили пространство
по оси самолета. Основная стойка с пластинчатым
резиновым амортизатором присоединялась теперь
не к фюзеляжу, а к переднему лонжерону крыла и
подкреплялась раскосом, идущим вверх. Силовой
набор крыла и фюзеляжа несколько усилили в расчете
на большие нагрузки.
Для Р-5Т выбрали торпеду ТАН-12, представлявшую
собой переделку морской торпеды образца 1912 г.
Такую торпеду можно было сбрасывать с высоты 10-20
м при скорости не более 160 км/ч. Торпеду расположили
под фюзеляжем наклонно, передней частью вниз.
Торпедодержатель снабжался замками от бомбодержателя
Дер-13. Подвеска и торпеда вместе весили 930 кг.
Сброс осуществлялся механическим бомбосбрасывателем,
стоявшим у пилота. Для самолета сконструировали
простой торпедный прицел. В принципе, любой Р-5
мог быть переделан в торпедоносец непосредственно
в авиационной части с использованием набора узлов,
поставленного заводом.
Вес торпеды с подвеской превышал максимально
допустимые для самолета пределы, поэтому машину
требовалось облегчить. Поэтому сняли турель со
спаренным пулеметом ДА-2, стоявшую в задней кабине.
Да и сама эта кабина при несении торпеды не использовалась
- самолет становился одноместным. Для улучшения
аэродинамики проем задней кабины закрывался съемной
крышкой. Один из вариантов предусматривал размещение
в ней дополнительного бензобака, позволявшего
увеличить дальность полета до 1200 км.
Но в качестве разведчика Р-5Т опять становился
двухместным. В задней кабине предусматривалась
установка радиостанции 13-СК, запитывавшейся от
электрогенератора ДОС-1 с ветрянкой, и фотоаппаратов
Поттэ 1Б или АФА-13. При этом машина могла нести
мелкие бомбы на бомбодержателях Дер-7 под крылом.
Они управлялись вторым бомбосбрасывателем, в задней
кабине. Бомбометание осуществлялось с помощью
оптического прицела ОПБ-1. Для облегчения привязки
к месту у летнаба стоял навигационный визир НВ-5бис.
Из стрелкового оружия на самолете остался только
неподвижный пулемет ПВ-1 под капотом мотора. С
помощью синхронизатора он стрелял через диск ометания
винта. Огонь открывал пилот, прицеливавшийся через
длинную трубу прицела ОП-1 («Альдис»). Имелся
и дублирующий прицел КП-5 - кольцо и мушка. Пулемет
мог использоваться торпедоносцем для подавления
зенитных средств атакуемого корабля.
Проектирование и переделка серийного Р-5 в опытный
образец торпедоносца заняли всего 29 дней. Постройкой
машины руководил инженер Шиц. К 20.01.1934 г.
уже были готовы все основные узлы. К 04.02.1934
г. февраля сборку самолета закончили. После кратких
заводских испытаний первый Р-5Т отправили в Крым,
на базу 1-й школы летчиков имени Мясникова. В
марте-апреле он прошел там обширную программу
испытаний. За счет большего веса и громоздкой
торпедной подвески уменьшились скорость и практический
потолок, ухудшилась скороподъемность, увеличился
разбег на взлете. Но эти потери сочли приемлемыми.
количество легких бомбардировщиков. Завод №1 пообещал
сдать первые 10 Р-5Т в октябре 1934 г., а еще
40 - в декабре. В третьем квартале на заводе начали
изготовление первой серии торпедоносцев. Серийные
машины имели увеличенное вертикальное оперение
по типу поплавковых Р-5а. Это сделали для повышения
путевой устойчивости. На самолетах также не устанавливали
бомбодержатели под крылом (хотя усиливающие бобышки
под обшивкой остались) и тросовую проводку к ним.
Мотоустановка соответствовала остальным серийным
Р-5 выпуска 1934-1935 гг. - мотор М-17Ф мощностью
715 л.с. и деревянный двухлопастной винт.
Выпуск самолета осуществлялся на московском Заводе
№1. Всего было выпущено 50 торпедоносцев этого типа.
На Черноморском флоте ими вооружили 34-й отдельный
минно-торпедный отряд в Евпатории, всего было
получено 16 самолетов. Все торпедоносцы 34-го
отряда с целью облегчения лишили пулеметов ПВ-1.
Р-5Т на Черноморском флоте использовали и как
дальние разведчики без торпедной подвески. В середине
1937 г. устаревшую технику в качестве временного
оснащения выдали формируемым скоростным бомбардировочным
эскадрильям. В августе 1937 г в 44-й эскадрилье
числились три Р-5Т, в 45-й - четыре.
В 1938 г. началось массовое списание Р-5Т и замена
новыми торпедоносцами Ильюшина на базе дальнего
бомбардировщика ДБ-3.
Р-5Т
: основные характеристики |
Масса, кг |
3247
|
Дальность полета,
км |
400
|
Потолок высоты, м |
6400
|
Максимальная скорость,
км/ч |
210
|
Экипаж, человек |
2
|
Размах крыла, м |
15,5
|
Длина самолета, м |
10,56
|
Высота самолета,
м |
3,75
|
Полезная нагрузка:
два 7,62-мм пулемета, одна торпеда |
|