В 1926 г. итальянкой
фирмой Savoia Marchetti была выпущена одна из самых знаменитых летающих лодок
SM-62 (S-62). От своей предшественницы (модели S-16) она отличалась большими размерами,
дополнительной огневой точкой, расположенной в фюзеляже за двигателем, и более
мощным двигателем. Морской разведчик сразу заинтересовал военных многих стран.
Летающую лодку закупили Португалия, Румыния, Аргентина, Греция и Турция. Советский
Союз же и Испания приобрели лицензию на его производство. Трехместная однореданная
летающая лодка-разведчик - представляла собой одностоечный биплан цельнодеревянной
конструкции. Верхнее крыло состояло из трех разъемных частей: центроплана, на
трубчатые стойки которого крепилась мотоустановка, и консолей крыла с элеронами.
Консоли верхнего крыла соединялись с нижними стойками, а нижние шарнирно крепились
к силовым шпангоутам корпуса лодки. Прочность крыльевой коробки обеспечивалась
расчалочными лентами. Под нижним крылом находились боковые поплавки квадратного
сечения. Лодка делалась из деревянных шпангоутов, соединенных деревянными
стрингерами. Шасси самолета - двухколесное, установлено на оси, проходящей через
корпус лодки вблизи редана. Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор
деревянный, регулируемый в полете. Конструкция киля и рулей - сварная, из стальных
труб, обшивалась полотном. Буксировочные и причальные приспособления находились
в носовом и хвостовом отсеках. В качестве силовой установки использовались
двигатели Isotta-Fraschini Asso мощностью 500 и 750 л.с. или Hispano-Suiza 12-L
в 600 л.с. Двигатель устанавливался между крыльями на N-образных стойках. Винт
- четырехлопастный, деревянный, неизменяемого шага. Топливо находилось в пяти
фюзеляжных баках, один из которых - расходный. Вооружение самолета - два
пулемета Breda, установленные на турелях. Один размещался в кабине штурмана, второй
- в задней стрелковой точке за крыльевой коробкой. Огонь из пулеметов вели штурман
и бортмеханик (стрелок). Пулеметное вооружение менялось в зависимости от страны,
в которой эксплуатировалась лодка. Под нижними крыльями имелись бомбодержатели
для восьми бомб калибром до 50 кг. В общей сложности, с учетом лицензионного
выпуска в Испании и СССР, изготовлено порядка 300 гидросамолетов данного типа.
В СССР первые SM-62 стали поступать в 1930 г., с 1932 г. началось их серийное
лицензионное производство. Всего было выпущено 22 SM-62 и 29 улучшенных лодок,
получивших обозначение МБР-4. В советской морской авиации самолеты S-62bis
и МБР-4 служили в боевых частях до 1936 г. Они эксплуатировались на Балтике, Черном
море и Дальнем Востоке (в т.ч. в авиации погранвойск НКВД), и был сменен самолетом
МБР-2. Ещё некоторое время "Савойи" служили как учебные и буксировщики
мишеней.
Savoia S.62bis
: основные характеристики | Масса,
кг | 5030 | Дальность
полета, км | 920 | Потолок
высоты, м | 4100 | Максимальная
скорость, км/ч | 225 | Экипаж,
человек | 3 | Размах
крыла, м | 16,66 | Длина
самолета, м | 12,26 | Высота
самолета, м | 4,19 | Двигатель:
1 двигатель Isotta-Fraschini Asso 750, 750 л.с. | Вооружение:
2 пулемета, 500 кг бомб | |