Су-17 - это один из немногих редких
примеров в истории военного авиастроения, когда на базе истребителя, созданного
в середине 50-х годов, удалось создать удачный боевой самолет, сохранившийся на
вооружении до конца 90-х годов XX века. Существенным недостатком имевшегося
на вооружении в середине 50-х годов ХХ века истребителя-бомбардировщика Су-7Б
была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов.
В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект
оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности.
При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан
П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное
обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его
сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован
из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные
консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта
на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней
кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную
смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт
(лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на
воздушном пораде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены. В
1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была
доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число
точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное
производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре
авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1973 году самолёт
принят на вооружение советских ВВС. Су-17 построен по аэродинамической схеме
среднеплана с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным
оперением. Консоли крыла поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для
большей надёжности работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации
поворота консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник
носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется возможность
установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции
А.М.Люльки (на самолётах ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства
замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъёмной.
Для сокращения разбега могли применяться пороховые ускорители СПРД-110. Топливо
размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска
2 подфюзеляжных подвесных топливных баков ёмкостью 600, 800, 1150 и 1500 л. На
8 (на ранних модификациях - 6) узлах внешней подвески самолёт может нести свободнопадующие
бомбы массой по 100, 250 и 500 кг; контейнеры КМГ-У; неуправляемые ракеты С-3К,
С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; управляемые ракеты Х-23. Пушечное вооружение состоит
из двух 30-мм пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях
крыла могут подвешиваться пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная
с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60.
На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен нести
тактическое ядерное оружие. В процессе производства самолёт неоднократно
модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных
модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне
вплоть до вывода советских войск из Афганистана. На основе опыта боевого применения
был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки
и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились
в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись
во время первой чеченской войны. Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе
ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. Самолёты семейства
Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им.
П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения
их боевых возможностей. Модификации самолёта: Су-17 - первый серийный
вариант. Оснащался двигателем АЛ-7Ф1-250. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в
1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов; Су-17М - модернизированный. Отличался
двигателем АЛ-21Ф-3, изменённой конструкцией фюзеляжа, новой топливной системой,
составом оборудования, 2 дополнительными узлами внешней подвески. Первый полёт
в декабре 1971 года. Выпускался в 1971-1976 годах; Су-17М2 - модернизированный.
Отличался удлинённой на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На
самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400",
оптический прицел АСП-17С и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен
на 200 л. Первый полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят
на вооружение 3 февраля 1976 года; Су-17М2-Д - доработанный. Отличался установкой
доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом
размещения аппаратуры управления ракетой Х-23; Су-17М2Р - разведчик. Отличался
подвесным контейнером для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки
активных помех; Су-17М3 - модернизированный. Отличался конструкцией кабины
пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным гребнем, усиленным шасси, новым прицельным
комплексом и дополнительными топливными баками. Первый полёт в 1976 году. Выпускался
в 1976-1981 годах; Су-17М3Р - разведчик на базе Су-17М3; Су-17М4 - последняя
серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом
ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед
килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990
годах; Су-17М4Р - разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т
или ККР-1/2; Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
Су-17 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
16270 | Размах
крыла мин., м | 10,03 |
Размах крыла макс., м |
13,7 | Длина,
м | 18,9 |
Высота, м | 4,97 |
Максимальная скорость, км/ч |
2230 | Дальность
полета, км | 2300 |
Экипаж, чел. | 1 |
Боевая нагрузка, кг |
2500 | Су-17М4 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
19500 | Размах
крыла мин., м | 10,025 |
Размах крыла макс., м |
13,68 | Длина,
м | 19,02 |
Высота, м | 5,129 |
Максимальная скорость, км/ч |
1850 | Дальность
полета, км | 2550 |
Экипаж, чел. | 1 |
Боевая нагрузка, кг |
4250 | |