Фронтовой
бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ авиаконструктора П.О.Сухого.
С самого начала основная конструкторская мысль заключалась в создании боевой машины
с коротким взлетом и посадкой. Для этого вместо подъемных двигателей установили
крыло изменяемой стреловидности, что обеспечивало многорежимность самолета, улучшало
его маневренные характеристики. Первые самолеты поступили на вооружение в конце
1974 года. Су-24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической
схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя
двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Конструкция цельнометаллическая,
используются алюминиевые, титановый и магниевый сплавы, сталь. Поворотные консоли
крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по передней кромке: 16, 35, 45
и 69°. Неподвижный центроплан имеет стреловидность по передней кромке 69°. Горизонтальное
оперение - цельноповоротное. Кабина герметическая вентиляционного типа, с системой
кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением,
что повышает безопасность полета. Система управления полетом бустерная, необратимой
схемы, с жесткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления.
Интерцепторы - с электродистанционным управлением. На Су-24 впервые была
установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входят 13
подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А",
радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия
(РКЛ) "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н", бортовая
цифровая вычислительная система (БЦВС) и др. Су-24 имеет встроенную одну
шестиствольную пушку калибра 30-мм (ГШ-30-6) или 23-мм (ГШ-6-23) с боезапасом
500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Су-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 двухбалочных подфюзеляжных
держателя) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности
крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу. Модификации самолета:
Су-24 - исходный серийный вариант; Су-24М - оснащённый усовершенствованной
прицельно-навигационной системой ПНС-24 "Тигр", системой дозаправки
в воздухе; Су-24МК - экспортный вариант Су-24М, отличающийся несколько изменённым
БРЭО; Су-24МП - самолёт РЭБ, постановщик помех на базе Су-24М; Су-24МР
- фронтовой разведчик на базе Су-24М; Су-24Т - дозаправщик. Су-24 состоит
на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Ирака, Ливии, Сирии и Ирана. На начало 1993
года в составе ВВС России находилось 540 самолетов Су-24. Су-24 применялись во
время войны в Афганистане. Су-24 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
39700 | Размах
крыла мин., м | 10,37 |
Размах крыла макс., м |
17,64 | Длина,
м | 24,53 |
Высота, м | 6,19 |
Максимальная скорость, км/ч |
2320 | Дальность
полета, км | 4270 |
Экипаж, чел. | 2 |
Боевая нагрузка, кг |
11000 | |