Туполев
ТБ-3 - советский тяжелый бомбардировщик. Он был первым в мире четырехмоторным
свободнонесушим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд
по размаху в носке крыла, эта схема стала господствующей для всех самолетов подобного
типа и разного назначения. Всего было построено 816 единиц. За годы серийного
производства было разработано около десяти модификаций самолета. Выпускался ТБ-3
в период с 1932 по 1937 год. ТБ-3 являлся цельнометаллическим свободнонесущим
четырехмоторным монопланом с неубирающимся шасси, имел дюралевый цельнометаллический
корпус. Каркас самолета собирался из V-образных профилей, сверху они были покрыты
гофрированной обшивкой, разной толщины. Трапециевидный фюзеляж конструкционно
делился на три части. Центральная часть фюзеляжа составляла единое целое с центропланом
крыла. Конструкция фюзеляжа ТБ-3 повторяла конструкцию фюзеляжа бомбардировщика
ТБ-1, разница была только в размерах. Крыло ТБ-3 состояло из двух консолей и центроплана.
Оно поддерживало четырьмя балками, механизация крыла осуществлялась за счет системы
тросиков. Большая часть выпущенных самолетов оснащали четырьмя двигателями М-17,
топливо к ним подавалось из четырех бензобаков, общей емкостью 1950 л. Каждый
из них имел три отсека, но не оснащался защитою от протечек или пробоин. Вооружение
ТБ-3 состояло из пяти легких пулеметов. Один из них устанавливался на носу самолета,
два - на крыше фюзеляжа, еще две пулеметные точки могли быть размещены под крыльями.
Максимальная боевая нагрузка ТБ-3 составляла 5 тыс. кг. Бомбы размещались как
внутри фюзеляжа (в бомбоотсеке), так и подвешивались под крыльями самолета. Максимальный
калибр - 1000 кг. Экипаж самолета состоял из 6-8 человек, в зависимости от модификации. На
Черноморском флоте ТБ-3 использовались в качестве самолетов-носителей, несущих
от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия, по проекту
"Звено-СПБ" (носитель: Туполев ТБ-3-4АМ-34ФРН + два истребителя: Поликарпов
И-16 тип 5, несущие по две 250 кг бомбы ФАБ-250). В июне 1940 года начались испытания
головной серийной установки, изготовленной на подмосковном авиазаводе №207. Использовались
при этом И-16 тип 24 с двигателями М-63. Всего оборудовали пять комплектов "Звено-
СПБ", которые поступили на вооружение 2-й специальной эскадрильи, 32-го истребительного
авиаполка, 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота, с местом базирования в Евпатории.
До конца года эскадрилья активно отрабатывала тактику применения нового вооружения,
основными целями при этом были военные корабли. Боевое крещение "Звена-СПБ"
состоялось 26 июля 1941 г., когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков,
безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать
авианосители, и для проверки было дано задание разбомбить нефтехранилище в Констанце.
Задание было успешно выполнено - цель поражена без потерь. Противник не ожидал
советские истребители, приняв их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики
отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения
цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию
своим ходом. В связи с успешной демонстрацией возможностей "Звена-СПБ",
10 августа 1941 г. был совершён авианалёт на основную цель - Мост Карла I на Дунае,
через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца.
Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы
получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями,
но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные
выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики
совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь.
Повторный авиарейд состоялся через два дня - 13 августа 1941 г., в этот раз поломки
носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост.
Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись
назад без потерь. 17 августа 1941 г. эскадрилья, которая теперь насчитывала 5
носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. В 1942 г. "Звено-СПБ"
совершили не менее чем 30 вылетов. Операции продолжались до осени 1942 г., когда
из-за большой уязвимости носителей использование СПБ прекратили.
ТБ-3 : основные
характеристики | Масса, кг | 19500 |
Размах крыла, м | 41,80 |
Длина самолета, м |
25,10 | Высота
самолета, м | 8,5 |
Дальность полета, км | 2000 |
Потолок высоты, м |
8000 | Максимальная
скорость, км/ч | 300 |
Экипаж, человек | 8 |
Полезная нагрузка: 5 7,62-мм пулеметов, 5000 кг
бомб | |