В конце 70-х ХХ
века ОКБ Туполева разрабатывало учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков
Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. Первоначально
предполагалось делать его на базе проекта пассажирского Ту-136, но остановились
на модификации Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика
Ту-22М. Ту-134УБЛ с двигателями Д-30 2-й серии предназначался для обучения
летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению,
заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах. Самолет должен был
выполнять полеты в условиях минимума по 2-й категории ICAO. На Ту-134УБЛ устанавливалась
новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем
РЛС "РОЗ-1". Для курсантов и проверяемых предназначались 12 кресел,
установленных в три ряда. В полете курсанты по очереди проходили подготовку на
месте второго пилота. Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 г. До 1983
г. объединение сдало 90 таких самолетов. В настоящее время самолет продолжает
использоваться в России для обучения курсантов полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Также
его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход
лётного ресурса боевых самолётов. Ту-134УБЛ : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
49 000 | Размах
крыла, м | 29,01 |
Длина, м | 41,92 |
Высота, м | 9,14 |
Максимальная скорость, км/ч |
890 | Дальность
полета, км | 3020 |
Экипаж, чел. | 3 |
|