К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом
в ОКБ А.Н.Туполева приступили в 1948 году. В основу проекта легли исследования
КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949 года поднялся в воздух экспериментальный самолёт "82"
- первый советский бомбардировщик со стреловидным крылом. При работе над проектами
были определены лётно-технические характеристики будующего бомбардировщика. В
июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца самолёта
"88". Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков. 20 марта 1951
года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года завершилось изготовление
первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем
Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт "88" в небо. В 1953 году началось его серийное
производство под обозначением Ту-16 на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе
№1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован на воздушном параде над Красной
площадью 1 мая 1954 года. Ту-16 представляет собой цельнометаллический
моноплан со среднерасположенным стреловидным (35°) крылом и однокилевым свободнонесущим
оперением. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей обшивкой,
выполнен из алюминиевых сплавов. Крыло двухлонжеронное. Механизация крыла состоит
из однощелевых выдвижных закрылков и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.
Основные стойки убираются в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется
от удара о землю убирающейся хвостовой опорой. Силовая установка состоит
из двух двигателей АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже
- АМ-3М-500 с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены
на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных
баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на каждый двигатель.
Для повышения живучести применены система заполнения топливных баков нейтральным
газом и автоматическая проитивопожарная система. Экипаж размещается в двух
герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега применена
парашютно-тормозная система ПТ-16. Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр
от 100 до 9000 кг), которые размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа.
Ракетное вооружение размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных
действий могут применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания
в условиях плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4
"Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра"). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное
вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23 (носовая неподвижная
ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки: ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7). Самолёт
Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963 года. Всего было выпущено 1509 самолётов
в 46 модификациях. Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане и в различных
локальных конфликтах. Поставлялся на экспорт в Египет, Индонезию, Ирак, Китай,
Ливию. Ту-16 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная, кг |
75800 | Размах
крыла, м | 32,989 |
Длина, м | 34,8 |
Высота, м | 10,355 |
Максимальная скорость, км/ч |
960 | Дальность
полета, км | 4850 |
Экипаж, чел. | 7 |
Боевая нагрузка, кг |
9000 | |