Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
     
   УТ-1б 
 
 
 
 
Легкий штурмовик
 

УТ-1 - советский учебно-тренировочный самолёт, созданный в ОКБ имени Яковлева. Использовался для подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время. Являлся свободнонесущим низкопланом, имел неубирающееся, но тщательно закапотированное шасси. Государственные испытания УТ-1 с двигателем М-11 мощностью 100 лошадиных сил, проводившиеся в 1936 г., показали хорошие летные данные. Осенью 1936 года сразу на двух заводах было организовано серийное производство самолётов.

УТ-1 был близок по качеству пилотирования к истребителю И-16 и требовал от лётчиков тщательной подготовки, за что эту машину называли "аэроклубным истребителем". Самолёт изначально создавался как переходный к И-16 от двухместного учебного скоростного УТ-2. К полётам на УТ-1 допускались только лётчики-инструкторы и спортсмены высокой квалификации.

Основной проблемой самолёта была неустойчивость в некоторых режимах полета. Для её устранения в 1939 году провели модернизацию: удлинили мотораму, выровняв тем самым центровку и сместив центр тяжести вперёд, а также доработали винтомоторную группу, которая позволила выполнять перевёрнутый полёт. После внесения этих изменений пилотажные качества УТ-1 оставались непревзойденными вплоть до 1950-х годов. Всего было произведено 1256 учебных самолетов данного типа.

Проект переоборудования УТ-1 был разработан начальником КБ САМ ВМАУ им. Сталина воентехником первого ранга Н.А. Рожневым и воентехником второго ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ воентехника первого ранга Н.Ф. Романенко в декабре 1941 г. Переоборудование первых четырех самолетов было закончено в начале февраля 1942 г. Первый полет совершен 11 февраля 1942 г. (старший инспектор-летчик ВМАУ капитан С М. Шевченко). В апреле 1942 г. по требованию ЛИИ ВВС ВМФ были проведены дополнительные испытания УТ-1б, после чего самолет поступил на вооружение двух полков ВВС ЧФ - 23-го ИАП и 46-го ИАП ВВС ЧФ. Всего было переоборудовано 32 самолета.

Легкий штурмовик УТ-1б представлял собой переделку серийного самолета УТ-1 путем установки на него вооружения. Вооружение УТ-1б состояло из двух пулеметов ШКАС (боекомплект 420 патронов на каждый) и двух (впоследствии четырех) РС-82. Пулеметы устанавливались на специальной ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами №4 и №5. В нижней части фермы крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи PC пространство за задним лонжероном между нервюрами №4 и №5 снизу обшивалась дюралем. Впоследствии количество ракетных установок было увеличено до четырех. Дополнительные РО-82 крепились к специальным башмакам, надетым на лонжероны крыла между нервюрами №5 и №6. Позднее, в виду нехватки в частях реактивных снарядов, на некоторых машинах крайние балки были переделаны под подвеску двух авиабомб АО-10. Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка с гашетками для пулеметов и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика посредством системы блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно оси самолета между цилиндрами №1 и №5 мотора.

Вследствии переделок центровка самолета приблизилась к предельно задней и самолет стал еще более строгим в пилотировании, что обусловило довольно высокий процент небоевых потерь в результате летных проишествий. Для сохранения центровки в допустимых пределах аккумулятор разрезали на две части и укрепили их в специальных гнездах на мотораме.

Кроме указаной модификации, в 1941-42 гг. во фронтовых частях неоднократно проводились единичные кустарные переделки серийных УТ-1 путем установки вооружения. Например, в конце 1941 г. мастером по вооружению А.И. Волковым была произведена установка двух пулеметов ШКАС под крылом у стоек шасси (боекомплект по 200 патронов на каждый). Инженер К.А. Москатов установил два пулемета ШКАС и реактивные орудия РО-82. В ноябре 1941 г. приспособление для вооружения УТ-1 двумя пулеметами ШКАС было изготовлено в 36-й авиамастерской ВВС ЧФ воентехниками второго ранга Даниловым и Харченко под руководством начальника цеха вооружения воентехника первого ранга Фролова.

23.05.1942 г. состоялся первый боевой вылет УТ-1б в ходе обороны Севастополя (всего же до 01.07.1942 г. было совершено 778 вылетов). В августе и сентябре самолёты вели бои на Кавказе. В боях за Новороссийск было совершено 517 боевых вылетов (из них 335 ночных). С 22 октября по 22 декабря ими было выполнено 192 боевых вылета (из 256 вылетов штурмовой авиации ВВС ЧФ) с нанесением ударов по переднему краю обороны противника.

В конце декабря 1942 г. оставшиеся в строю семь УТ-1б распределили по истребительным авиаполкам. Четыре из них перегнали на аэродром Бабушеры (неподалеку от г. Сухуми) и передали там в звено связи ВВС ЧФ. Все эти машины были в разное время разоружены (в частях или при очередном ремонте) и использовались по своему прямому назначению в 3-м, 25-м, 62-м иап, 6-м и 11-м гиап, 82-й аэ и звене управления 4-й иад.

УТ-1б : Основные характеристики
Масса, кг
759
Размах крыла, м
7,30
Длина самолета, м
5,78
Высота самолета, м
2,34
Дальность полета, км
520
Потолок высоты, м
4600
Максимальная скорость, км/ч
190
Экипаж, человек
1

Вооружение: 2х1 7,62-мм пулемета ШКАС и 2-4 НУРС.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте