УТ-1 - советский
учебно-тренировочный самолёт, созданный в ОКБ имени Яковлева. Использовался для
подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время. Являлся свободнонесущим
низкопланом, имел неубирающееся, но тщательно закапотированное шасси. Государственные
испытания УТ-1 с двигателем М-11 мощностью 100 лошадиных сил, проводившиеся в
1936 г., показали хорошие летные данные. Осенью 1936 года сразу на двух заводах
было организовано серийное производство самолётов. УТ-1 был близок по качеству
пилотирования к истребителю И-16 и требовал от лётчиков тщательной подготовки,
за что эту машину называли "аэроклубным истребителем". Самолёт изначально
создавался как переходный к И-16 от двухместного учебного скоростного УТ-2. К
полётам на УТ-1 допускались только лётчики-инструкторы и спортсмены высокой квалификации. Основной
проблемой самолёта была неустойчивость в некоторых режимах полета. Для её устранения
в 1939 году провели модернизацию: удлинили мотораму, выровняв тем самым центровку
и сместив центр тяжести вперёд, а также доработали винтомоторную группу, которая
позволила выполнять перевёрнутый полёт. После внесения этих изменений пилотажные
качества УТ-1 оставались непревзойденными вплоть до 1950-х годов. Всего было произведено
1256 учебных самолетов данного типа. Проект переоборудования УТ-1 был разработан
начальником КБ САМ ВМАУ им. Сталина воентехником первого ранга Н.А. Рожневым и
воентехником второго ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ
воентехника первого ранга Н.Ф. Романенко в декабре 1941 г. Переоборудование первых
четырех самолетов было закончено в начале февраля 1942 г. Первый полет совершен
11 февраля 1942 г. (старший инспектор-летчик ВМАУ капитан С М. Шевченко). В апреле
1942 г. по требованию ЛИИ ВВС ВМФ были проведены дополнительные испытания УТ-1б,
после чего самолет поступил на вооружение двух полков ВВС ЧФ - 23-го ИАП и 46-го
ИАП ВВС ЧФ. Всего было переоборудовано 32 самолета. Легкий штурмовик УТ-1б
представлял собой переделку серийного самолета УТ-1 путем установки на него вооружения.
Вооружение УТ-1б состояло из двух пулеметов ШКАС (боекомплект 420 патронов на
каждый) и двух (впоследствии четырех) РС-82. Пулеметы устанавливались на специальной
ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами №4 и №5. В нижней части фермы
крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи
PC пространство за задним лонжероном между нервюрами №4 и №5 снизу обшивалась
дюралем. Впоследствии количество ракетных установок было увеличено до четырех.
Дополнительные РО-82 крепились к специальным башмакам, надетым на лонжероны крыла
между нервюрами №5 и №6. Позднее, в виду нехватки в частях реактивных снарядов,
на некоторых машинах крайние балки были переделаны под подвеску двух авиабомб
АО-10. Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка с гашетками для пулеметов
и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика
посредством системы блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно
оси самолета между цилиндрами №1 и №5 мотора. Вследствии переделок центровка
самолета приблизилась к предельно задней и самолет стал еще более строгим в пилотировании,
что обусловило довольно высокий процент небоевых потерь в результате летных проишествий.
Для сохранения центровки в допустимых пределах аккумулятор разрезали на две части
и укрепили их в специальных гнездах на мотораме. Кроме указаной модификации,
в 1941-42 гг. во фронтовых частях неоднократно проводились единичные кустарные
переделки серийных УТ-1 путем установки вооружения. Например, в конце 1941 г.
мастером по вооружению А.И. Волковым была произведена установка двух пулеметов
ШКАС под крылом у стоек шасси (боекомплект по 200 патронов на каждый). Инженер
К.А. Москатов установил два пулемета ШКАС и реактивные орудия РО-82. В ноябре
1941 г. приспособление для вооружения УТ-1 двумя пулеметами ШКАС было изготовлено
в 36-й авиамастерской ВВС ЧФ воентехниками второго ранга Даниловым и Харченко
под руководством начальника цеха вооружения воентехника первого ранга Фролова.
23.05.1942 г. состоялся первый боевой вылет УТ-1б в ходе обороны Севастополя
(всего же до 01.07.1942 г. было совершено 778 вылетов). В августе и сентябре самолёты
вели бои на Кавказе. В боях за Новороссийск было совершено 517 боевых вылетов
(из них 335 ночных). С 22 октября по 22 декабря ими было выполнено 192 боевых
вылета (из 256 вылетов штурмовой авиации ВВС ЧФ) с нанесением ударов по переднему
краю обороны противника. В конце декабря 1942 г. оставшиеся в строю семь
УТ-1б распределили по истребительным авиаполкам. Четыре из них перегнали на аэродром
Бабушеры (неподалеку от г. Сухуми) и передали там в звено связи ВВС ЧФ. Все эти
машины были в разное время разоружены (в частях или при очередном ремонте) и использовались
по своему прямому назначению в 3-м, 25-м, 62-м иап, 6-м и 11-м гиап, 82-й аэ и
звене управления 4-й иад.
УТ-1б : Основные
характеристики | Масса, кг | 759 |
Размах крыла, м | 7,30 |
Длина самолета, м | 5,78 |
Высота самолета, м | 2,34 |
Дальность полета, км | 520 |
Потолок высоты, м | 4600 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 |
Экипаж, человек | 1 |
Вооружение: 2х1 7,62-мм пулемета ШКАС и 2-4
НУРС. | |