В послевоенный период стало ясно, что наиболее
уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы,
особенно ВПП. С целью радикального решения проблемы
в 50-х годах в раде стран, в том числе и в СССР,
начались работы по созданию самолётов вертикального
взлёта.
В 1962 году в ОКБ-115 А.С. Яковлева был разработан
экспериментальный самолёт вертикального взлёта
Як-36. Яковлев вышел в правительство с предложением
построить серию из 10-12 самолётов для отработки
корабельного базирования. Но силовая установка
Як-36 оказалась слишком слабой, чтобы поднять
в воздух какое-либо вооружение. Требовалась разработка
нового самолёта.
Предварительное проектирование боевого СВВП началось
летом 1967 года в инициативной группе под руководством
главного конструктора С.Г. Мордовина. Осенью к
этой работе подключился ведущий инженер В.Н.Павлов
(впоследствии стал главным конструктором СВВП
в ОКБ Яковлева). В результате были разработаны
общий вид, компоновка и идеология основных систем.
27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС
и СМ СССР №1166-413 о создании лёгкого штурмовика
ВВП Як-36М. 25 января 1969 года Главком ВВС К.А.Вершинин
утвердил ТТТ к самолёту.
В сентябре 1968 года ОКБ приступило к эскизному
проектированию и постройке макета. Результаты
были представлены макетной комиссии в начале марта
1970 года. Для отработки различных систем был
построен ряд стендов. Прицельно-навигационный
комплекс отрабатывался на самолёте Як-28У. 15
апреля была завершена постройка первого прототипа
Як-36М. 22 сентября 1970 года он впервые поднялся
в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские
испытания на 4 прототипах продолжались до апреля
1972 года. После этого второй, третий и четвёртый
прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались
Государственные совместные лётные испытания.
Морская фаза испытаний самолета проходила в Феодосийском
заливе на борту противолодочного крейсера "Москва".
На палубе крейсера была смонтирована специальная,
оснащенная датчиками стальная площадка 20x20 м
с жаростойким покрытием АК-9Ф из плит размерами
550x550 мм и толщиной 10 мм. 18 ноября 1972 года
М.С. Дексбах, пилотировавший Як-36М, успешно совершил
здесь первую посадку, корабль при этом стоял на
якоре. Затем отрабатывалась методика посадки самолета
на крейсер на ходу, а также во время качки. Интересно,
что волнение моря на испытаниях имитировалось
с помощью активных успокоителей качки - "Москву"
раскачивали до требуемых значений. По результатам
испытаний в 1973 году было принято решение о запуске
Як-36М в серийное производство на Саратовском
авиационном заводе.
В 1973 году началась подготовка к серийному производству
на Саратовском авиазаводе. В 1974 году были собраны
первые 3 серийных самолёта. Первый из них был
передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй
- в центр пилотов морской авиации в Саках, третий
- в ЛИИ. 11 августа 1977 года самолёт принят на
вооружение ВМФ под обозначением Як-38.
Як-38 построен по аэродинамический схеме среднеплана.
Конструкция цельнометаллическая (коррозионностойкий
сплав 01420). Фюзеляж типа стрингерный полумонокок
овального сечения. Крыло двухлонжеронное, трапецевидное
в плане (стреловидность по передней кромке 45°),
малого удлинения, складывающееся на стоянке. Механизация
крыла состоит из элеронов и выдвижных закрылков.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается
в фюзеляж. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого
двигателя Р-27В-300 (на Як-38М - Р-28-300) и 2
подъёмных РД-36-35ФВР (на прототипах РД-36-35ФВ,
на Як-38М - РД-38).
Шасси - трехопорное, с носовым колесом, основные
колеса - тормозные. Первоначально принятая ширина
колеи шасси составляла всего 2,2 м, что оказалось
недостаточным и однажды даже привело к опрокидыванию
самолета на пробеге. В связи с этим, изменив конструкцию
амортизационных стоек, колею увеличили до 2,75
м.
Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней
части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники
с отделением пограничного слоя и нерегулируемым
соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели
расположены один за другим в передней части фюзеляжа.
Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются
управляемыми створками. Для предотвращения попадания
горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу
фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас
топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках.
На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2
ПТБ по 500 л.
Пилотажно-навигационное и прицельное оборудование
самолета обеспечивало выполнение боевых задач
днем в простых и сложных метеоусловиях над сушей
и над морем. В условиях плохой видимости использовался
индикатор системы ближней навигации, работающий
от корабельного приводного радиолокатора "Луч".
Самолет имел только подвесное вооружение: ракеты
воздушного боя Р-60, неуправляемые ракеты в пусковых
контейнерах, 23-мм подвесные пушечные установки,
бомбы ФАБ-500 и ракеты Х-23 класса "воздух-поверхность".
Для стрельбы по наземным, надводным и воздушным
целям на Як-38 устанавливался коллиматорный прицел
АСП-ПФ-21. В дополнение к системе управления огнем
монтировался блок системы "Дельта",
предназначенный для управления крылатыми ракетами
Х-23. Максимальная боевая нагрузка при вертикальном
взлете составляла до 1000 кг. Штурмовик имел весьма
ограниченный тактический радиус действия: при
вертикальном взлете с боевой нагрузкой в 750 кг
- всего 170 км. На большой высоте скорость полета
могла незначительно превышать скорость звука.
Для спасения пилота в аварийных ситуациях Як-38
оснащался системой принудительного катапультирования,
выдававшей команду на покидание при достижении
самолетом граничных значений углов крена и тангажа,
а также на предельных значениях угловых скоростей
вращения машины вокруг центра масс. В отличие
от ВВС, не проявивших интереса к Як-38 из-за его
слабых летно-технических характеристик, для ВМФ
использование этого самолета выглядело вполне
приемлемым, прежде всего с точки зрения решения
специфических флотских задач.
Так, например, для уничтожения неманевренных
самолетов, вертолетов и надводных целей на дальностях
порядка 150 км считалось достаточным наличие подвесных
пушечных контейнеров ГШ-23Л, управляемых ракет
Р-60 и Х-23 или шести бомб ФАБ-100. И хотя в качестве
истребителя ПВО использование СВВП не предполагалось
(для этого проектировалась более совершенная машина),
он вполне мог решать задачи вытеснения воздушных
и надводных средств дозора и ПЛО противника из
зоны патрулирования атомных ракетных подводных
лодок. Правда, реально это могло быть достигнуто
лишь в случае массированного применения таких
самолетов, для чего требовалось их групповое базирование
на специализированном авианосном корабле с достаточно
большой полетной палубой и средствами ПВО. Первоначально
предполагалось использовать СВВП с борта крейсеров-вертолетоносцев
проекта 1123, затем 1123.3, однако расчеты показали,
что для размещения на борту необходимого числа
летательных аппаратов этим кораблям явно не хватало
водоизмещения. В результате было принято решение
о разработке нового проекта - пр.1143.
Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт
Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался
на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев",
"Минск", "Новороссийск", "Баку"). В случае необходимости
для базирования могли использоваться сухогрузы
и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой
20x20 м на палубе (испытания проходили в сентябре
1984 года на борту контейнеровоза "Агостиньо Нетто").
Разрабатывался вариант базирования на специальном
автомобильном прицепе.
Несмотря на свои ограниченные возможности, Як-38
дал богатый опыт практической эксплуатации самолёта
на корабле. Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках
операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях
в Афганистане (произведено 107 боевых вылетов).
В 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий
год сняли с вооружения. Невыработавшие свой ресурс
самолёты переданы на базу хранения. Вслед за этим
три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал
Горшков" (бывший "Баку") был продан в Индию.
В настоящее время Як-38 экспонируется в музее
ОКБ им. Яковлева, музее ВВС в Монино, Киевского
музея авиации, третий прототип является учебным
пособием ВВИА им. Н.Е.Жуковского, четвёртый прототип
- МАИ. Прототип "спарки" установлен в качестве
памятника в Саках.
Модификации самолета:
Як-36М - прототип;
Як-38 - серийный палубный штурмовик. В 1974-1982
годах изготовлено 143 самолёта;
Як-38М - модернизированный. В 1982-1989 годах
изготовлено 50 самолётов;
Як-38У (Як-36МУ) - учебно-боевой. Отличается двухместной
кабиной. Изготовлено 38 самолётов.
Як-38 : основные характеристики |
Масса взлетная максимальная,
кг |
11300
|
Размах развернутого
крыла, м |
7,022
|
Размах сложенного
крыла, м |
4,45
|
Длина, м |
16,37
|
Высота, м |
4,25
|
Максимальная скорость,
км/ч |
1210
|
Дальность полета,
км |
410
|
Экипаж, чел. |
1
|
Боевая нагрузка,
кг |
1000
|
|